Кудрявцев Виктор Дмитриевич

91

(1828-1892) — русский философ. Происходя из духовного звания, он окончил курс в московской духовной академии и там же занимал кафедру истории философии. Преподавал логику и историю философии покойному Наследнику Цесаревичу Николаю Александровичу. В целом ряде статей он касался вопросов, которые были предметом особенного внимания у нас в период шестидесятых годов (о позитивизме и материализме, о прогрессе, о дарвинизме и т. П.). Ему удалось также изложить значительную часть своей философской системы, особенно философию религии и теорию познания. Сочинения К. Изданы братством пр. Сергия (Сергиев посад, 1892-1894). О К. См. Статьи Алексея Введенского, предпосланные первому тому сочинений К. И вышедшие затем отдельной брошюрой.

"О характере, составе (сжатое изложение) и значении философии В. Д. Кудрявцева-Платонова" (Сергиев пос., 1893). Подробные биографические сведения дает сослуживец К., проф. И. Н. Корсунский в том же первом томе. Более обстоятельные библиографические указания можно найти у Я. Колубовского, в "Вопр. Философии и психол.", 1890, кн. 4, и в "Философском ежегоднике" за 1893 г., под словами Алексей Введенский и Кудрявцев. Философия для К. Есть наука об абсолютном и идеях, рассматриваемых в отношении к абсолютному, в их взаимной связи и проявлении в бытии феноменальном. Она должна вложить душу и жизнь в изучение фактов и озарить их идеальным светом. Для философии требуется метод общенаучный, представляющий соединение синтеза и анализа.

Все, не исключая и скептиков, признают существующими мир духовный, мир физический и абсолютно-совершенное существо, совмещающее в себе полноту бытия и знания. Если свести эти коренные истины к единству, к истине первоначальной и основной, то такой истиной следует признать бытие существа абсолютного. Идея всесовершенного существа напечатлена в нас самим объектом этой идеи. Духовная и материальная стороны бытия так тесно связаны, что невозможно допустить, чтобы в основе мирового бытия лежали два противоположные начала. До сих пор объединяющего начала искали в самом же мировом бытии, в какой-либо из сторон его — духовной (идеализм) или материальной (материализм), причем всегда приходилось жертвовать одной стороной бытия в пользу другой.

Остается предположить такое объединяющее начало вне мира. Таким образом, вместо монизма субстанциального, лежащего в основе материализма и идеализма, получится монизм трансцендентальный, в котором объединяющее начало возвышается над областью бытия условного, и дуализм материи и духа получает подчиненное значение. Наше знание не есть субъективный продукт нашего творчества, но выражение в нашем духе самой природы, ее различных свойств и сторон. Поэтому должно быть царство идей, сосредоточиваемых, как в своем центре и источнике, в существе совершенном. Для восприятия воздействия со стороны этого идеального мира требуется особый орган. Хотя для объяснения состава и генезиса как самого вещества, так и различных органических существ, следует признать систему относительно-самостоятельных образовательных сил, эти силы должны быть сведены к управляющей ими высшей, божественной силе.

Таким образом, в системе К. Идея Бога служит ключом при решении как гносеологических, так и космологических вопросов. В своих сочинениях, как и в академическом преподавании К. Отличался рассудочной ясностью мысли и свободой от взглядов исключительных и односторонних. Для оправдания теистического мировоззрения он довольствовался критикой известных философских учений, не подвергая основные данные человеческого сознания новому, самостоятельному пересмотру.Я. Колубовский..

Значения в других словарях
Кудрявский Дмитрий Николаевич

Филолог, род. В 1867 г. Окончил курс в спб. Унив. По историко-филологическому факультету. В 1894 г. Был командирован спб. Университетом за границу, где занимался сравнительным синтаксисом и ведическим санскритом под руководством Бертольда Дельбрюка (в Иене). Состоит профессором юрьевского университета по кафедре немецкого и сравнительного языкознания. Главные его труды. "Как жили люди в старину. Очерки первобытной культуры" (M., 1894, 2-е изд., исправл. И дополн., Юрьев, 1902). "Прием почетного ..

Кудрявцев Александр Николаевич

(1840-88) — протоиерей, известный богослов. Сын сельского священника Владимирской губ., учился в моск. Духовной акад., был диаконом посольской церкви в Вене, путешествовал по Венгрии, Сербии и Чехии. В это время (1867-72) К. Сотрудничал в "Моск. Ведомостях", сообщая сведения о современном славянстве. С 1873 г. Был проф. Богословия в новороссийском унив., читая иногда и каноническое право. Славился, как выдающийся проповедник. Соч. Его. "Мухамеданская религия в ее происхождении, существе и отноше..

Кудрявцев Петр Николаевич

Профессор московского университета, ученик, друг и преемник Грановского, род. В 1816 г. Отец его был священником Даниловского кладбища в Москве, мать умерла рано. Учился К. В московской духовной семинарии, потом в московском университете по 1-му отделению философского факультета. По окончании курса был учителем русской словесности в институте обер-офицерских сирот московского воспитательного дома. Нравственная прелесть молодого преподавателя обаятельно действовала на учениц, а гуманность и делик..

Кудрявцев Петр Павлович

Духовный писатель. Род. В 1868 г. Учился в киевской духовной академии, в которой преподает историю философии. Главные труды К. "Христианский взгляд на жизнь" (Киев, 1899). "К вопросу об отношении христианства к язычеству" (Киев, 1903). "К характеристике современного эмпиризма" ("Труды Киевской Дух. Академии", 1904, №№ l — 2). "К вопросу о введении в гимназиях пропедевтического курса философии" (Киев, 1905). "В области церковно-приходской жизни" (в журнале "Руководство для сельск. Пастырей" за 19..

Дополнительный поиск Кудрявцев Виктор Дмитриевич Кудрявцев Виктор Дмитриевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кудрявцев Виктор Дмитриевич" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кудрявцев Виктор Дмитриевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 27 символа