Лактанций

108

(Люций-Целий-Фирмиан Lactantius) — знаменитый христианский писатель III в. (род. Около 250 г. В Африке или Италии, умер около 330 г.), получил хорошее образование и был известен как ритор и особенно стихотворец. Имп. Диоклетиан пригласил его в Никомидию на кафедру риторики в тамошней главной школе (по одним— в 290 г., по другим — в 301 г.). Здесь Л. Написал ряд сочинений, которые высоко ценятся критикой. Иероним называет его христианским Цицероном, другие — Григорием Богословом западной церкви. Из них до нашего времени дошли. 1) "О творчестве Божием" (de opificio Dei) — сочинение (написано в 304 г.) не столько христианское, сколько философское, цель которого — напомнить читателю, что у человека должны быть высшие цели бытия.

Анализируя строение человеческого тела, как вместилища души, Л. Обнаруживает близкое знакомство с тогдашним естествознанием, так что соч. Его является настоящим компендиумом антропологии того времени. 2) "Божественные установления" (Institutiones divinae) — последняя по времени, самая блестящая и обширная из христианских апологий. По мысли автора, в язычестве не может быть ни истинной мудрости, ни истинной религии, так как в нем они отделены одна от другой, тогда как религия немыслима без мудрости, мудрость — без религии. Почитая Юпитера и других своих богов, язычники, по мнению Л., в сущности, нередко молились Богу истинному. За критикой учений Пифагора, Сократа. Цицерона и др. Следует изложение положительного учения христианства.

Л. Доказывает, что истинное Богопочитание (cultus) состоит в добродетели, понимаемой в христианском смысле. В конце книги автор излагает учение хилиазма (очень в то время распространенное в христианстве). Бог сотворил мир в шесть дней. Отсюда следует, что мир будет существовать 6000 лет. Следов. Через 200 лет (со времени автора) последует кончина мира и наступит новое, тысячелетнее царство Христово, соответствующее седьмому дню повествования о творении. 3) "О гневе Божием" (De ira Dei) — дополнение к предыдущему сочинению. Автор оправдывает употребление слова "гнев" в применении к Богу, возражая язычникам (особенно стоикам и эпикурейцам), которые не допускали, чтобы Божество могло быть причастно страсти "гнева".

По мысли Л., нельзя представить себе Бога, безучастным к добру и злу. В силу своего правосудия он естественно должен наказывать за зло, т. Е. Гневаться. 4) "О смерти гонителей Христовой церкви" (De mortibus persecutorum) — рассказ о смертиимператоров Нерона, Домициана, Валериана, Диоклетиана, Галерия, Максенция и Максимина. Подлинность его многими оспаривается, особенно в последнее время. 5) По библиографическим указаниям известно еще несколько соч. Л., до нас не сохранившихся. Несколько стихотворений, "грамматик", "две книги к Асклепиаду", четыре книги "посланий к Пробу", две — "к Северу и Деметриану". В некоторых из них Л. Является писателем настолько мирским и даже не христианским, что папа Геласий отказывался признать их подлинность.

Недостатки сочинений Л. Слабое знание еврейского языка, пристрастное, иногда, изображение мнений противников, мысли, ошибочные в догматическом отношении (кроме хилиазма — субординациализм, т. Е. Учение о подчиненном отношении второго лица Троицы к Богу Отцу) и антинаучные (отрицание антиподов) и др. С 307 или 308 до 317 г. Л. Был учителем старшего сына имп. Константина. Лучшие из изданий сочинений Л. Walchii (Лпц., 1715), Lebrun et Langlet (П., 1748), римское — 1755 г. Oberthur'a, Bunemann'a (с параллельными местами из Цицерона), Fritzsche (Лпц., 1842), Migne — "Patrologiae cursus" (ser. Lat. VI и VII), S. Brandt, "Corpus scriptorum latinorum eclesiasticorum", vol. XIX (1890). Русский перевод Карнеева, СПб. 1848 (недовольно точен).

О Л. См. В изданиях его сочинений Вальха и Миня. Lenilli, "Etudes sur Lactance" (1846). Overlach, "Die Théologie des Lactantius" (Шверин, 1858). P. Berthold, "Prolegomena zu Lactantius" (1861). Jansen, "Des Lactantius Leben und Schriften", в "Bibliothek der Kirchenväter". S. Brandt, "Ueber das Leben des Lactantins" (Вена, 1890). Его же, "Prolegomena" к его изданию сочинений Л. Н. И. Барсов, "История первобытной христианской проповеди" (СПб. 1885, стр. 352-369). "Христианское Чтение" 1892 г.Н. Б — в..

Значения в других словарях
Лактамид

IС3H7О2N — амид молочной кислоты СН3.CH(OH).CONH2, представляет лучисто-кристаллическую массу, плавящуюся при 74°, легко растворимую в воде и спирте, получается при действии аммиака на молочный эфир, ангидрид или лактид (см).II(хим.) — амид молочной кислоты — см. Молочная кислота.. ..

Лактамы

(хим.). — Л. Называются ангидридные производные γ— и δ-аминокислот, стоящие в таком же отношении к названным аминокислотам, в каком лактоны (см.) стоят К оксикислотам. Так, при плавлении из γ-амидомасляной (пиперидиновой) кислоты CH2(NH2).CH2CH2.COHO образуется через потерю частицы воды γ-Л., пироллидон (темп. Пл. 28°), а из δ-амидо-валериановой (гомопицерининовой) CH2(NH2).CH2.CH2.CH2 — δ-Л., пиперидон .По своему составу и строению Л. Являются веществами промежуточными между имидами (см.) и ими..

Лактарин

См. Белковые вещества.. ..

Лактация

См. Молоко.. ..

Дополнительный поиск Лактанций Лактанций

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лактанций" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лактанций, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 9 символа