Лафонтен Жан

85

(Jean de Là-Fontaine) — знаменитый французский баснописец. Род. В 1621 г. В Шато-Тьери, умер в 1695 г. Отец его служил по лесному ведомству, и Л. Провел детство среди лесов и полей. Двадцати лет он поступил в братство Oratoire для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. В 1647 г. Отец Л. Передал ему свою должность и убедил его жениться на 15-тилетней девушке. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта. О семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину. Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений.

На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Л. Имел блестящий успех. Фуке назначил ему крупную пенсию, как плату за одно стихотворение в месяц. Вся аристократия покровительствовала ему, а он умел остаться независимым и изящно насмешливым, даже среди льстивых панегириков, которыми он осыпал своих патронов. Первые стихи, превратившие Л. Из салонного стихотворца в первоклассного поэта, написаны были им в 1661 г. И внушены были сочувствием к печальной судьбе его друга Фуке. Это была "Elégie aux nymphes de Vaux", в которой он горячо заступался перед Людовиком XIV за опального сановника. Жил он Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, более 20 лет, в отеле m-me de la Sablière.

Когда последняя умерла, и он вышел из ее дома, он встретил своего знакомого d'Hervart, который предложил ему поселиться у него. "Я как раз туда и направлялся", гласил наивный ответ баснописца. В 1659—65 гг. Л. Был деятельным членом кружка "пяти друзей" — Мольера, Л., Буало, Расина и Шапелля, и сохранял со всеми дружеские сношения и после разрыва между другими членами кружка. В числе его друзей были также Кондэ, Ларошфуко, m-me де Севиньи и др. Только ко двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признающего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Л. В академию, членом которой он сделался только в 1684 г. Под влиянием m-me de la Sablière, Л., в последние годы жизни, сделался верующим, оставаясь, однако, легкомысленным и рассеянным поэтом, для которого серьезна была только его поэзия.

Значение Л. Для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этого нового жанра полу-лирических, полу-философских басен обусловливается индивидуальным характером Л., искавшего свободной поэтической формы для отражения своей артистической натуры. Эти поиски не сразу увенчались успехом. Его первым произведением была "Joconde" (1666), легкомысленное и остроумное подражание Ариосто. За этим последовал целый ряд "сказок", крайне скабрезных. В 1668 г. Появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием. "Fables d'Esope, mises en vers par M. De La Fontaine". 2 изд., заключавшее уже 11 книг, вышло в 1678 г., а 3-е, с включением 12-й и последней книги — в 1694 г.

Первые две книги носят более дидактический характер. В остальных Л. Все более становится свободным, перемешивает нравоучение с передачей личного чувства и, вместо иллюстрации, напр., той или другой этической истины, передает большей частью какое-нибудь настроение. Л. Менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная. Он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми. Сентиментальности в нем абсолютно нет — его герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Но не в этой грубой, утилитарной морали значение басен Л. Они велики своими художественными достоинствами. Автор создал в них "комедию в сто актов, перенеся на сцену весь мир и все живые существа в их взаимных отношениях".

Он понимал людей и природу. Воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое, и рисует тонко и метко. Но в то же время его звериные типы в высшей степени выдержанны и художественны сами по себе. Художественному значению басен Л. Способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Л., его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.

См. "Eloges" Л. В сочин. Perrault, d'Olivet, Laharpe, Chamfort. Walckenaer, "Hist. De la vie et des ouvrages de L." ("Oeuvres", 3 изд. 1824). Marthy Laveaux, "Essai sur la langue de L." (1853). Sainte-Beuve, "Portr. Littér." (т. I), "Caus. Du Lundi" (т. VII). Taine, "L. Et ses fables" (1861). P. Souillé, "L. Et ses devanciers" (1861). Saint-Marc Girardin, "L. Et les fabulistes" (1867). Paul de Rémusat, "L.-naturaliste" ("Rev. Des Deux. Mondes", дек., 1869). J. Claretie, "L. Et ses critiques" ("Rev. Des Cours littér.", т. I). О влиянии Л. На И. А. Крылова см. Крылов И.А. Часть басен Л. (иллюстр.) дана в приложении к журналу "Звезда" (1895). З. В..

Значения в других словарях
Лафонтен Август Генрих Юлий

(Lafontaine) — плодовитый немецкий романист (1758—1831). Он написал более 200 томов романов и повестей, из которых лучшие. "Der Naturm ensch", "Sonderling", "Clara du Plessis und Clairant", "Quinctius von Flamming", "Fedor und Marie", "Eduard und Margarethe", "St. Julien", "Familienpapiere", "Gemälde des menschlichen Herzens", "Amalia Horst". "Die Gefahren der grossen Welt", "Die Moralsysteme", "Eugenie oder der Sieg über die Liebe", "Isidore", "Die Wege des Schicksals". Л. — главный представите..

Лафонтен Август — Генрих — Юлий

(Lafontaine) — плодовитый немецкий романист (1758-1831). Он написал более 200 томов романов и повестей, из которых лучшие. "Der Naturmensch", "Sonderling", "Clara du Plessis und Clairant", "Quinctius von Flamming", "Fedor und Marie", "Eduard und Margarethe", "St. Julien", "Familienpapiere", "Gemälde des menschlichen Herzens", "Amalia Horst". "Die Gefahren der grossen Welt", "Die Moralsysteme", "Eugenie oder der Sieg über die Liebe", "Isidore", "Die Wege des Schicksals". Л. — главный представител..

Лафорж

(Louis de la' Forge) — картезианец XVII в., автор переведенного на латинский яз. Сочинения. "Traité de l'esprit de l'homme" (1664), где он строит психологию по Декарту, объясняя взаимоотношение души и тела с точки зрения окказионализма.. ..

Лафорс

(Жак-Номпар de Caumont duc do Laforce, 1558-1652) — французский маршал. Принадлежа к протестантской фамилии, Л. Потерял во время Варфоломеевской ночи отца и многих родственников и сам спасся только тем, что притворился убитым. Сражался под знаменами Генриха IV, защищал против Людовика XIII Монтобан и С. Фуа, но уступил королю эту крепость за 20000 экю и маршальский жезл. Оставшиеся после него "Mémoires authentiques" изданы только в 1848 г.. ..

Дополнительный поиск Лафонтен Жан Лафонтен Жан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лафонтен Жан" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лафонтен Жан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 12 символа