Лафонтен Жан
(Jean de Là-Fontaine) — знаменитый французский баснописец. Род. В 1621 г. В Шато-Тьери, умер в 1695 г. Отец его служил по лесному ведомству, и Л. Провел детство среди лесов и полей. Двадцати лет он поступил в братство Oratoire для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. В 1647 г. Отец Л. Передал ему свою должность и убедил его жениться на 15-тилетней девушке. Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта. О семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину. Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений.
На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его. В Париже Л. Имел блестящий успех. Фуке назначил ему крупную пенсию, как плату за одно стихотворение в месяц. Вся аристократия покровительствовала ему, а он умел остаться независимым и изящно насмешливым, даже среди льстивых панегириков, которыми он осыпал своих патронов. Первые стихи, превратившие Л. Из салонного стихотворца в первоклассного поэта, написаны были им в 1661 г. И внушены были сочувствием к печальной судьбе его друга Фуке. Это была "Elégie aux nymphes de Vaux", в которой он горячо заступался перед Людовиком XIV за опального сановника. Жил он Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, более 20 лет, в отеле m-me de la Sablière.
Когда последняя умерла, и он вышел из ее дома, он встретил своего знакомого d'Hervart, который предложил ему поселиться у него. "Я как раз туда и направлялся", гласил наивный ответ баснописца. В 1659—65 гг. Л. Был деятельным членом кружка "пяти друзей" — Мольера, Л., Буало, Расина и Шапелля, и сохранял со всеми дружеские сношения и после разрыва между другими членами кружка. В числе его друзей были также Кондэ, Ларошфуко, m-me де Севиньи и др. Только ко двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признающего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Л. В академию, членом которой он сделался только в 1684 г. Под влиянием m-me de la Sablière, Л., в последние годы жизни, сделался верующим, оставаясь, однако, легкомысленным и рассеянным поэтом, для которого серьезна была только его поэзия.
Значение Л. Для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этого нового жанра полу-лирических, полу-философских басен обусловливается индивидуальным характером Л., искавшего свободной поэтической формы для отражения своей артистической натуры. Эти поиски не сразу увенчались успехом. Его первым произведением была "Joconde" (1666), легкомысленное и остроумное подражание Ариосто. За этим последовал целый ряд "сказок", крайне скабрезных. В 1668 г. Появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием. "Fables d'Esope, mises en vers par M. De La Fontaine". 2 изд., заключавшее уже 11 книг, вышло в 1678 г., а 3-е, с включением 12-й и последней книги — в 1694 г.
Первые две книги носят более дидактический характер. В остальных Л. Все более становится свободным, перемешивает нравоучение с передачей личного чувства и, вместо иллюстрации, напр., той или другой этической истины, передает большей частью какое-нибудь настроение. Л. Менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная. Он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми. Сентиментальности в нем абсолютно нет — его герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Но не в этой грубой, утилитарной морали значение басен Л. Они велики своими художественными достоинствами. Автор создал в них "комедию в сто актов, перенеся на сцену весь мир и все живые существа в их взаимных отношениях".
Он понимал людей и природу. Воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое, и рисует тонко и метко. Но в то же время его звериные типы в высшей степени выдержанны и художественны сами по себе. Художественному значению басен Л. Способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Л., его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.
См. "Eloges" Л. В сочин. Perrault, d'Olivet, Laharpe, Chamfort. Walckenaer, "Hist. De la vie et des ouvrages de L." ("Oeuvres", 3 изд. 1824). Marthy Laveaux, "Essai sur la langue de L." (1853). Sainte-Beuve, "Portr. Littér." (т. I), "Caus. Du Lundi" (т. VII). Taine, "L. Et ses fables" (1861). P. Souillé, "L. Et ses devanciers" (1861). Saint-Marc Girardin, "L. Et les fabulistes" (1867). Paul de Rémusat, "L.-naturaliste" ("Rev. Des Deux. Mondes", дек., 1869). J. Claretie, "L. Et ses critiques" ("Rev. Des Cours littér.", т. I). О влиянии Л. На И. А. Крылова см. Крылов И.А. Часть басен Л. (иллюстр.) дана в приложении к журналу "Звезда" (1895). З. В..
Дополнительный поиск Лафонтен Жан
На нашем сайте Вы найдете значение "Лафонтен Жан" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лафонтен Жан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 12 символа