Леру

77

I(Pierre Leroux) — французский писатель (1797-1871). Воспитанный в деревне, Л. До 18-ти лет ничему не учился, но затем окончил курс в лицее. Недостаток средств заставил его стать за прилавок, потом сделаться на время каменщиком, наконец, наборщиком и корректором в типографии, где он изобрел машину для набора и усовершенствованный способ отливки шрифта. С 1824 г. Л. Участвует в газете "Globe". Он подписывает протест против ордонансов Карла Х и, окруженный своими наборщиками, оказывает вооруженное сопротивление полиции, явившейся арестовать его. При Людовике-Филиппе "Globe" делается органом сенсимонизма (см.), а К. — его ревностным апостолом, пока не расходится с Анфантеном по вопросу о реабилитации плоти. 1848 г. Л.

Как представитель дпт. Сены занимает место в национальном собрании на крайней левой. Сторонник широкой государственной помощи безработным, он ревностно отстаивает "национальные мастерские". Декабрьский переворот 1851 г. Выбрасывает Л. За пределы Франции. Он поселяется на о-ве Джерсей, испытывает страшную нужду, но не покидает научных занятий, заинтересовывается агрономией и делает удачные опыты применения гуано и др. Удобрений. Падение Империи позволяет ему вернуться в Париж, где он и умирает, в разгаре коммуны. В своих философских убеждениях Л. Прошел через атеизм, рационализм и деизм. Отрицание всякого культа сменилось у него культом Разума, уступившим место культу верховного существа. Заключительным этапом всего этого процесса была собственная оригинальная система пантеизма и спиритуализма, развитая в сочинениях.

"De l'Humanité", "Du Christianisme" и "De l'Egalité". "Бог заключен в мире — говорит Л., — или, вернее, мир в Нем, ибо мы не можем жить иначе, чем в Боге". Единство Бога имеет своим продолжением единство рода человеческого. Христианство, выдвинувшее эту идею, сделало из нее, однако, неправильный вывод, обратившись к пропаганде милосердия (противоречащего нашей эгоистической природе), а не солидарности (выгодной людям). Другой ошибкой христианства было то, что оно поставило рай вне жизни и Бога поместило не на земле, а на небе. Философия (Л. Имел в виду французскую философию его времени, главным образом Кузена) не сумела сохранить того истинного, что было в еврейской религии. Она рассматривает человека как единицу, тогда как он только часть целого.

Мысли, чувства, убеждения человека не рождаются в его собственной голове, но получаются им извне, от окружающих. Человек, по Л., есть "животное, перерожденное разумом и тесно связанное со всем человечеством". Семьи, общины, нации суть составные части целого, не могущие от него отделиться, не насилуя разума и не порождая зла. Люди — частицы вечного существа, все проникающей единой мировой души. "Современные люди — те же люди, которые жили в прошлом и будит жить в будущем". Таким образом Л. Приходит к учению о переселении душ, на котором он строит свою веру в прекращение войн и наступление братских отношений между народами. Прогресс есть постепенное приближение к равенству и свободе. В нем надо различать три стадии (Л.

Во всем склонен видеть троичность), освобождение от семейного рабства (от власти патриархальной семьи, касты), от рабства государству (кастового характера) и от тирании собственности (кастовой исключительной, привилегированной). Лишенные "кастового" характера семья, государство и собственность будут служить одному благу, между тем как теперь они часто являются главными источниками зла. Тирании семьи надо противопоставить полную эмансипацию женщины, тирании государства — самоуправление гармонически сложившихся общин, тирании собственности — приобщение к ней всего общества, уничтожение бедности. В критике существующей экономической формы Л. Не проявил оригинальности, воспользовавшись замечаниями Фурье и Сен-Симона.

Влияние тех же писателей сказалось и на его построении идеального общества, на началах выборной администрации, обязательного общего труда и вознаграждения сообразно способностям, труду и потребностям. Интересна полемика Л. Против учения Мальтуса. Он отрицал не только наличность, но и возможность перенаселения, утверждая, что в мире существует постоянный круговорот материи, не иссякающий и вечный. Уже одним своим удобрением человек в достаточной мере обеспечивает себе пропитание. Л. Имел мало последователей. Некоторые романы Ж. Занд написаны под непосредственным влиянием идей Л. ("Consuelo" иллюстрирует учение о переселении душ, "Le Compagnon du tour de France", "Le Péché de Mr. Antoine" и др. Носят на себе отпечаток несколько сантиментального, мистического социализма Л.).

Младшие братья Л., Ахилл и Жюль, занимались под его влиянием социалистической пропагандой (последнему принадлежит ряд брошюр), и оба за это подверглись изгнанию из отечества. Кроме названных выше соч., Л. Написал еще. "De l'égalité" (1838). "Discours sur la situation actuelle de la société et de l'ésprit humain" (1841, 2 изд. 1847). "De l'humanité, de son principe et de son avenir" (1840, 2 изд. 1845). "Réfutation de l'éclectisme" (1841). "D'une religion nationale ou du culte" (1846). "Projet d'une constitution démocratique et sociale fondée sur la loi même de la vie" (1848). "De la Ploutocratie" (1848). "Malthus et les économistes" (1849). "Doctrine de l'humanité" (1848). "Du christianisme et de son origine démocr." (1848) и др.

О нем ср. Breynat, "Les socialistes modernes" (1850). Marschal, "P. S. Proudhon et P. Leroux" (1850). Bobert (Du Var), "Eléments de philosophie sociale, rédigés d'après les écrits de Leroux" (1841-1842). Eugène de Mirecourt, "Pierre Leroux" ("Les contemporains", 1869). Ferraz, "Etude sur la philosophie en France au XIX s." (1877). Flint, "Historical philosophy in France" (1893). Adam, "Philosophie en France au XIX s." (1894). Щеглов, "История социальных систем" (т. II, 1889).Н. Водовозов.II(Пьер, дополнение к статье)франц. Писатель. К литературе о нем. С. Raillard, "Pierre Leroux et ses oeuvres" (П., 1899)..

Значения в других словарях
Лерос

(Λέρος) — небольшой остров на Эгейском море, против берега Карии, на ЮВ от Патмоса, населенный милетскими выходцами. На Л. Было святилище Артемиды-Девственницы, куда, по преданию, были перенесены сестры Мелеагра, обращенные в цесарок (μελεαγρι'δες). Теперь еще это местечко на о-ве назыв. Партени (девы).. ..

Лерс

(Карл Lehrs, 1802-1878) — немецкий филолог, профессор кенигсбергского унив., написал. "De Aristarchi studiis Homericis" (Кенигсберг, 1833. Лпц. 1865), "Quaestiones epicae" (Кенигсб., 1837), "Populäre Aufsätze aus dem Altertum" (Лпц., 1856. Лпц., 1875), "Q. Horatius Flaccus" (1869 и 1871), "Pindarscholien" (1873) и др. См. Kammer, "Karl Lehrs" (Б., 1878).. ..

Леру (дополнение к статье)

(Пьер) — французский писатель. К литературе о нем. С. Raillard, "Pierre Leroux et ses oeuvres" (П., 1899).. ..

Леру-де-Ленси

(Адриан-Жан-Виктор Leroux-de-Lincy, 1806-69) — французский писатель, один из первых по времени французских исследователей памятников средневековой истории и литературы. Главные его работы. Первое издание норманнской рифмованной хроники Васа, "Roman de Brut" (Пар., 1836-38). Издание важного для истории французского языка труда. "Les Quatres Livres de Rois" (Пар., 1842, Monuments inédits), "Recueil de Chants historiques français du XII au XVIII siècles" (Пар., 1842-59) и "Chants historiques et pop..

Дополнительный поиск Леру Леру

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Леру" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Леру, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 4 символа