Литургика
Название одной из богословских наук, имеющей своим предметом учение о христианском церковном богослужении, в котором первое место занимает литургия. Обыкновенно Л. Делится на общую и частную. Первая рассматривает богослужение как институт или учреждение вообще, излагает теоретические его основания, рассказывает историю его происхождения и развития, говорит о составных частях богослужения — таинствах, молитвах, песнопениях, чтении св. Писания, поучениях — и о символических действиях, их сопровождающих, о совершителях богослужений — священнослужителях и церковнослужителях, о временах и местах совершения богослужений, о священных изображениях и одеждах, о богослужебных сосудах и книгах. Л. Частная имеет своим предметом отдельные чинопоследования, повседневные — вечернее, утреннее, дневное (литургия), — присвоенные праздникам и постам, таинствам и т.
П. Л. Вообще и в особенности Л. Православная — наука всецело археологическая, почему она часто носит назв. "церковной археологии". Частная Л. В смысле археологии менее обработана, чем общая, отчасти по недостатку древних свидетельств об отдельных богослужениях, отчасти по причине едва начинающегося изучения этих свидетельств, особенно древнерусских. Первоисточники православной Л. Кирилла иерусалимского "Огласительные и тайноводственные поучения". Дионисия Ареопагита "О церковной иерархии". Софрония, патриарха иерусалимского († 644), "О божественном священнодействии". Германа, патриарха константинопольского († 740), "Созерцание предметов церковных". Все эти сочинения имеются в русск. Переводе (в приложениях к журналу "Христианское Чтение" за 1855-1867 гг.).
После них особенно важное значение для Л. Имют. Goar, "Ευχολόγιον, sive rituale Graecorum" (1647);Renaudot, "Liturgiarum orientalium collectio" (1715 г. По этой книге главным образом составлено русское издание "Собрание древних литургий", СПб., 1872-1874). Assemani, "Codex liturgicus ecclesiae universae" (1749). Binghamus, "Origines, sive antiquitates ecclesiae" (Галле, 1755-58. Русск. Переделка Ветринского, "Памятники древней христианской церкви", 1830). Самый подробный перечень сочинений западной литературы по церковной археологии см. В соч. Аббата Martigny "Dictionnaire d'archéologie chrétienne" (Париж, 1887 г.). Лучшие новейшие системы Л. В западной литературе — Шмидта и Люфта, в русской литературе. "Новая Скрижаль" архиеп.
Вениамина (последнее изд. 1870 г.), "Изъяснение литургии" Дмитриевского, "Толкование на литургию, — на паремии" (1881-94 гг.) Виссариона, еписк. Костромского. Курсы Л. На рус. Языке имеются лишь в размерах семинарских учебников (Альхимовича, 1891 г. Смолодовича, 1869 г. Петра Лебедева, 1893 г.). Главные монографии. Ф. Смирнов, "Богослужение апостольского времени" (1873) и "Богослужение со времени апостолов до IV в." (1874). H. Одинцов, "Порядок общественного и частного Богослужения в древней России до XVI в. (СПб., 1881). А. Дмитриевский, "Богослужение русской церкви за первые пять веков" (критика предыдущего сочинения — в "Прав. Собеседнике", 1883). "Богослужение в русск. Церкви в XVI в." (Казань, 1883). См. Указатели к духовным журналам в отделе Л.Н.
Б-в..
Дополнительный поиск Литургика
На нашем сайте Вы найдете значение "Литургика" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Литургика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 9 символа