Мелодрама

81

Чтение текста с сопровождением музыки, с целью усилить впечатление. Идею М. Приписывают Ж.-Ж. Руссо. М. Встречается эпизодически не только в драмах, но и в операх ("Фрейшютц" Вебера, сцена в Волчьей долине. Отдельные сцены в "Прециозе" Вебера), а также в музыке к "Эгмонту" — Бетховена, к "Струэнзе" — Мейербера. Одно время в Петербурге пользовалась успехом в концертах мелодекламация, т. Е. Чтение стихов под аккомпанемент фортепиано. Пропагандистом ее был Г. А. Лишин (см.). Монодрамой называется чтение текста одним лицом под аккомпанемент музыки, дуодрамой — двумя лицами.К концу XVIII столетия слово М. Начинает употребляться в ином значении, получившем наибольшее распространение. Так называется театральное представление для народа, трагического содержания, с примесью грубого комизма, сопровождаемое танцами и музыкой.

Музыка предшествовала выходу действующих лиц и возвещала наступление чувствительных мест. Мало-помалу создался особый род сценических произведений, из которых музыка исчезла, но преобладающим элементом осталось внешне страшное или ужасное, рассчитанное на слезливую сентиментальность. В М. Главной целью автора являются эффекты, которым приносится в жертву всякое правдоподобие. Предтечей М. Был Вольтер, который находил, что в драме должны найти себе место "великие выражения страстей, все могущественные картины человеческих несчастий, все ужасные черты, проникающие до глубины души", способные "разрывать сердце". Пьесы Вольтера были, по замечанию Франциска Сарсе, посредствующим звеном между М. И лжеклассической трагедией.

Не остался без влияния на французский театр слезливый и "страшный" Коцебу. Наиболее характерными представителями М. Были Пиксерекур (Pixérécourt), Кенье (Caigniez) и Кювелье де Три (Cuvelier de Trye), прозванные в насмешку Корнелем, Расином и Кребильоном М. Успех мелодрам Пиксерекура был громадный. Его произведения выдавались над другими со стороны драматических эффектов, движения, патетических положений и контрастов. Его диалоги действовали могущественно на толпу. В течение более 20 лет "Виктор, или Дитя леса" (1798) привлекал публику. Кенье, не столь неистовый, с менее напыщенным слогом, был для Пиксерекура опасным соперником своими пьесами "Суд Соломона" (1802) и "Сорока-воровка" (1815). Кювелье де Три слабее своих соперников, но столь же плодовит.

В М. "30 лет, или Жизнь игрока" (1827) Дино и Дюканж приблизились к естественным сценическим условиям. Эта пьеса была сигналом поворота к бульварной драме и возвращения к требованиям если не художественности, то правдоподобия. В России переводная французская М. И переделки ее царили на сцене во второй четверти XIX в. Пьесы эти, при блестящем исполнении (Каратыгин, Брянский, Щепкин, Сосницкий и др.), очень нравились массе, потому что были понятны без усилий и занимательны, не возбуждая горького чувства. Из весьма немногочисленных оригинальных русских М. Выдаются произведения Кукольника и драма в стихах К. П. Бахтурина "15 лет разлуки" (1835). Переворот, произведенный в русском театре Островским, изгнал переводную французскую М., но на месте ее появились в 60-х гг.

Своеобразные пьесы, которые модно назвать бытовой русской М. Таковы пьесы Штеллера ("Ошибка молодости", 1870) и в особенности Дьяченко (см.). Обладая недюжинным знанием сцены, эти писатели весьма ловко облекали незамысловатую обличительную тенденцию и прописную мораль в форму бытовых явлений, а ходульность и фальшь положений прикрывали эффектностью и сценичностью действия. Успеху этих пьес немало содействовала блестящая игра В. В. Самойлова, охотно тратившего свое дарование на воспроизведение лиц дьяченковского репертуара..

Значения в других словарях
Мелодион

Клавишный инструмент, в котором звуки производятся металлическими вертикальными палочками, вследствие трения о них вала, приводимого в движение педалью. Объем клавиатуры — 6 октав. Характер звука напоминает духовые деревянные инструменты (фагот, кларнет, флейта). Изобретен Дитцом в 1806 г.. ..

Мелодия

(от греч. Melos — пение, mélodie — франц., нем., melodia — итал.) — певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу. В М. Допускаются неотдаленные модуляции, но преобладание главного лада необходимо. Кроме того, М. Должна иметь симметрическое настроение и определенный ритм. М., как музыкальная мысль, должна быть закончена тонально и ритмически, т. Е. Иметь каденцию в конце. М., состоящая не из равномерных протяжных нот, а из нот разной длительности, заключает в себе моти..

Мелок Дина-Мария

(Mulock), урожденная Крейк (Craik) — английская писательница (1826—1887), более известная под именем "автора Джона Галифакса", как она подписывалась после шумного успеха ее лучшего произведения. Уже первый ее роман. "Ogilvies" (1849) показал в ней наблюдательную и правдивую бытописательницу. За ним следовали "Olive" (1850), "Agatha's husband" (1852), "Alice Learmont" (1852), "John Halifax Gentleman" (1857, есть русский пер.), "A life for a life" (1859. Есть русский перев.), "Christian's mistake"..

Меломелия

Аномалия, состоящая в увеличении числа конечностей путем расщепления их зачатков. Не надо смешивать с увеличением числа конечностей вследствие неполного раздвоения всего зародыша, или полимелией (см. Нотомелия), хотя на практике не всегда легко решить, с той или другой формой уродства мы имеем дело. Добавочная конечность при этом может быть так же хорошо развита, как и главная, или же наоборот является плохо сформированной. У теленка И. Сент-Илер наблюдал случай утроения передней конечности (три..

Дополнительный поиск Мелодрама Мелодрама

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мелодрама" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мелодрама, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа