Монофелитство

78

(от μόνον и θέλημα) — единовольческая ересь, видоизменение монофизитства (см.), вызвавшее большие церковные смуты в VII в. И окончательно осужденное на VI вселенском соборе (третьем Константинопольском) в 680—681 гг. Византийские императоры, верные идее единой государственной церкви, не могли примириться с отторжением монофизитов в Египте, Сирии и Армении и постоянно старались посредством различных компромиссов восстановить церковное единство (см. Генотикон, Монофизитство, Три главы). Все эти попытки рушились, главным образом, вследствие невозможности для православных сделать существенную уступку — отказаться от авторитета Халкидон. Собора и от формулы двух пребывающих естеств. В VII в. Победитель персов, имп.

Гераклий, встречаясь в Азии с различными епископами монофизитского направления, был наведен ими на мысль обойти эту главную трудность и, оставаясь по видимому на почве Халкидонского собора, провести под покровом двусмысленного выражения главную идею монофизитства. Предложено было различать естество или природу от действенности (энергии) и, допуская в Христе два естества, настаивать только на том, что в нем одна богомужняя действенность (θεανδρική ενέργεια — выражение, встречающееся в сочинениях так назыв. Дионисия Ареопагита, получивших с половины VI в. Большой религиозный авторитет). Главный автор этой комбинации — Кир, епископ Фазиса в Колхиде, — был перемещен императором на патриарший престол Александрии (как центра монофизитства), и ему удалось в 633 г., на основании формулы μία θεανδρική ενέργεια, устроить унию между значительной частью египетских монофизитов и православными.

К ней примкнули почти все восточные и греческие иерархи с патриархом константинопольским Сергием во главе. Защитниками строгого православия на Востоке выступили два монаха. Св. Максим Исповедник (см.) и св. Софроний (см.), вскоре ставший патриархом Иерусалимским. Они разъясняли православным, что учение о единой энергии есть замаскированное монофизитство, так как естество (φυσις), помимо своей энергии, есть только отвлеченное понятие или имеет бытие мысленное, а не реальное, и, следовательно, два естества при единой энергии сводятся на деле к одному. Император, желавший оставаться православным, а — главное — опасавшийся возбуждения новых смут, был недоволен исходом своего предприятия. Для его успокоения патриарх Сергий прибег к новой примирительной комбинации, изложение которой, им написанное, было в 638 г.

Издано от имени императора (εκθεσις). Формула о единой энергии объявлялась здесь необязательной и споры о ней запрещались. Но при этом утверждалось как безусловная истина, что в Христе при двух естествах существует только одна воля (θέλμα или θέλησις — откуда и назв. М). Эта теория была опровергнута св. Максимом, который показал, что воля в смысле естественного и действительного хотения есть непременное выражение духовной природы и что, следовательно, у двух природ одной воли (в этом значении) быть не может. Монофелиты пользовались против православия смешением двух понятий. Воли как естественного акта духовной природы и воли как личного нравственного решения (γνώμη или βούλη, βούλησις). Ясно, что у Христа, как абсолютно безгрешного, при двух естественных хотениях могла быть только одна нравственная воля (как это изображено в евангельском повествовании о душевной борьбе в саду Гефсиманском).

Но многие православные, неискусные в логике и диалектике, были запутаны двусмысленностью терминов и утверждением монофелитов, что признавать в Христе две воли значит признавать в Нем добрую и злую волю. С этой стороны представил дело и патриарх Сергий в своем письме к Папе Гонорию, который в ответном письме утверждает, что в Христе без сомнения только одна воля — благая, согласная с Божеством, и что весь этот вопрос поднят напрасно. Впоследствии монофелиты стали ссылаться в свою пользу на авторитет Гонория, осужденного на Константинопольском соборе 680 г. Между тем Έκθεσις Гераклия и подтвердивший ее через 10 лет τύπος имп. Константа вместо примирения вызвали еще большие раздоры, главным поприщем которых сделались Константинополь и Рим, так как Египет, Сирия и Палестина были тем временем завоеваны арабами и в значительной мере обращены в мусульманство.

Преемники Папы Гонория, у которых нашел убежище св. Максим, решительно ополчились против М. И узаконявших его указов. Папа св. Мартин, обвиненный в государственной измене, был схвачен, привезен в Константинополь и после жестокого тюремного заключения умер в изгнании. Та же участь постигла св. Максима и его учеников. Эти гонения только укрепили православную партию, которая окончательно восторжествовала при имп. Константине Погонате. Снесшись с Папой св. Агафоном, он созвал в 680 г. В Константинополе вселенский собор. На котором М. Было безусловно осуждено как ересь и определено, что в Христе должно исповедовать две естественные энергии и две естественные воли, из которых человеческая в совершенном согласии следует или подчиняется божеской, но не уничтожается ею.

Остатки М. Сохраняются доселе в виде секты маронитов (см.). Гл. Источники для М. — акты VI всел. Соб. (Mansi, X). Ср. Combefisii, "Hist. Monothelitarum" (во II т. Его "Auct. Nov. Biblioth. Patr.", П., 1648). Tamagnini, "Hist. Monothelitarum" (П., 1679). Chmel, "Vindiciae Conc. Oecum." (VI, Прага, 1777). Из новейших — Dorner, "Entwicklungsgesch. Der Lehre über d. Pers. Chr." (II).Вл. С..

Значения в других словарях
Монотеизм

(от μόνος — единый и θεός — Бог) — вера и поклонение единому Богу. М. Как религиозная форма противоположен политеизму. Как философское учение он отличается не только от политеизма, но и от пантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. В совершенной форме — создание семитских народов. Вопрос о возникновении и смене религиозных форм до сих пор разрешается различно. Для характеристики этой противоположности могут служить воззрения Давида Юма и Шеллинга. Каждый из них имеет и ныне многих последователей..

Моноуреиды

См. Уреиды. М.-формин — см. Формины. М.-фосфамид — неправильное название нитрила метафосфорной кислоты NPO (см. Фосфор). М.-хлорацетон — см. Хлорацетоны. М.-хлороэфир — см. Эфир серный. М.-этилин — см. Триэтилин.. ..

Монофизитство монофизиты

(единоестественники — от μόνη и φύσις) — христологическая ересь, основанная константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом (Ευτιχιής), поддержанная адександрийским патриархом Диоскором и осужденная церковью на Халкидонском (четвертом вселенском) соборе (451 г.). Сущность М. Состоит в утверждении, что Христос хотя рожден из двух природ, или естеств, но не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, с..

Монофизитство, монофизиты

(единоестественники — от μόνη и φύσις — христологическая ересь, основанная константинопольским архимандритом Евтихием или Евтихом (Ευτιχιής), поддержанная адександрийским патриархом Диоскором и осужденная церковью на Халкидонском (четвертом вселенском) соборе (451 г.). Сущность М. Состоит в утверждении, что Христос хотя рожден из двух природ, или естеств, но не в двух пребывает, так как в акте воплощения неизреченным образом из двух стало одно и человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, ст..

Дополнительный поиск Монофелитство Монофелитство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монофелитство" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монофелитство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 13 символа