Музы

68

(M Μοΰσαι) — мифические женские существа у древних греков. Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну M. (Μοΰσα, дор. Μωσα, может быть от слова μάομαι, "замышлять"), знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев. Она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские М. Живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении. Так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения. Во многих местностях древней Греции встречается представление о трех M. (Mελέτη, Μνήμη и Λοιδή), соединяемых с Аполлоном и часто смешиваемых с харитами (см.) или нимфами источников.

Предполагают, впрочем, что М. Первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания М. Были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов. Такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у сев. Подножия Олимпа, на родине почитания М., называвшихся отсюда Пиеридами. Уже в "Одиссее" (см.) М. Считается девять. Имена их со времен Гезиода ("Феогония", 77), установились следующие. Каллиопа (по Гезиоду "знатнейшая" из всех М.), Клио, Евтерпа, Талия (Фалия), Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания. Их родителями слыли в мифологии Зевс и Мнемозина (см.). Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща.

Более точное различение между областями отдельных М. Ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния М. Невозможно обозначить отдельными названиями, за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства М., а также и изображениями их.Клио, Талия, Эрато, Эвтерпа, Полигимния, Каллиопа, Терпсихора, Урания, Мельпомена.На развитие художественных типов М. Повлиял дельфийский храм Аполлона, на фронтоне которого изображены были Аполлон и М. Важную роль сыграли и группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом Праксителя.

В Мантинее найдены недавно рельефы подножий, из которых один изображает состязание Аполлона с Марсием, а на каждом из двух других изображены по три M., очень сходные с Гермесом Праксителя. По меньшей мере концепция фигур М. Принадлежит здесь Праксителю, или же они скопированы с его так наз. Феспиад. Как богини пения, М. Находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения. Его называли предводителем M. (Mουσαγέτης).Ср. Deiters, "Ueber die Verehrung der Musen bei den Griechen" (Бонн, 1868). Trendelenburg, "Der Musenchor" (Б., 1876). O. Bie, "Die Musen in der antiken Kunst" (Б., 1887). Таблицы (1 — 3) в "Bull. De corresp. Hellen." (Афины, 1888). Ст. Overbeck'a (в "Berichte d. Sächsischen Ges.", 1888) и W. Mayer'a (в "Mitteil.

D. Kais. Deutsch, archäol. Instit.", афинск. Отд., т. XVII, Афины, 1892). — У римлян соответствовавшими М. Богинями-покровительницами поэзии были Камены (см. Соотв. Статью)..

Значения в других словарях
Музеус Карл Иванович

Сын предыдущего, писатель (1772—1831). Переселился в Курляндию, где был домашним наставником, а затем нотариусом. Позже служил в Петербурге, секретарем при генерале Клингере (см.). В 1819 г. М. Вернулся в Германию. Некоторой известностью пользуется сборник его стихотворений, изданный в 1819 г. Под заглавием "Schneeglöckchen".В. Ш.. ..

Музиль Николай Игнатьевич

Известный артист моск. Драматической труппы Малого театра, род. В 1841 г. В Москве, чех по происхождению. Окончил Моск. 1 гимназию, воспитанники которой в 1850-х гг. Устраивали спектакли под руководством Аполлона Григорьева. На казенной сцене М. С 1865 г. Любимые роли М. — бытовые, главным образом в пьесах А. Н. Островского. Исполнено М. Свыше 400 ролей. Он основал ссудосберегательную кассу артистов московского Малого театра.Ум.. ..

Музы*

(M Μοΰσαι) — мифические женские существа у древних греков. Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну M. (Μοΰσα, дор. Μωσα, может быть от слова μάομαι, "замышлять"), знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев. Она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские М. Живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающи..

Музыка

В основе этого термина лежит греч. Ή μουσική (подразумев. Τέχνη — искусство), т. Е. "искусство муз" (первично — богинь пения и пляски). Позже он получил у греков более широкое значение, в смысле гармонического развития духа вообще, а у нас опять сузился и означает только музыкальное искусство. Определением основной задачи и средств этого искусства занимается эстетика М. (спекулятивная, философская теория М.), один из труднейших отделов общей эстетики. В ней наблюдаются два направления. 1) чисто ..

Дополнительный поиск Музы Музы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Музы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 4 символа