Музы
(M Μοΰσαι) — мифические женские существа у древних греков. Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну M. (Μοΰσα, дор. Μωσα, может быть от слова μάομαι, "замышлять"), знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев. Она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские М. Живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении. Так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения. Во многих местностях древней Греции встречается представление о трех M. (Mελέτη, Μνήμη и Λοιδή), соединяемых с Аполлоном и часто смешиваемых с харитами (см.) или нимфами источников.
Предполагают, впрочем, что М. Первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания М. Были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов. Такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у сев. Подножия Олимпа, на родине почитания М., называвшихся отсюда Пиеридами. Уже в "Одиссее" (см.) М. Считается девять. Имена их со времен Гезиода ("Феогония", 77), установились следующие. Каллиопа (по Гезиоду "знатнейшая" из всех М.), Клио, Евтерпа, Талия (Фалия), Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания. Их родителями слыли в мифологии Зевс и Мнемозина (см.). Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща.
Более точное различение между областями отдельных М. Ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния М. Невозможно обозначить отдельными названиями, за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства М., а также и изображениями их.Клио, Талия, Эрато, Эвтерпа, Полигимния, Каллиопа, Терпсихора, Урания, Мельпомена.На развитие художественных типов М. Повлиял дельфийский храм Аполлона, на фронтоне которого изображены были Аполлон и М. Важную роль сыграли и группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом Праксителя.
В Мантинее найдены недавно рельефы подножий, из которых один изображает состязание Аполлона с Марсием, а на каждом из двух других изображены по три M., очень сходные с Гермесом Праксителя. По меньшей мере концепция фигур М. Принадлежит здесь Праксителю, или же они скопированы с его так наз. Феспиад. Как богини пения, М. Находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения. Его называли предводителем M. (Mουσαγέτης).Ср. Deiters, "Ueber die Verehrung der Musen bei den Griechen" (Бонн, 1868). Trendelenburg, "Der Musenchor" (Б., 1876). O. Bie, "Die Musen in der antiken Kunst" (Б., 1887). Таблицы (1 — 3) в "Bull. De corresp. Hellen." (Афины, 1888). Ст. Overbeck'a (в "Berichte d. Sächsischen Ges.", 1888) и W. Mayer'a (в "Mitteil.
D. Kais. Deutsch, archäol. Instit.", афинск. Отд., т. XVII, Афины, 1892). — У римлян соответствовавшими М. Богинями-покровительницами поэзии были Камены (см. Соотв. Статью)..
Дополнительный поиск Музы
На нашем сайте Вы найдете значение "Музы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 4 символа