Мусоргский
(Модест Петрович, 1839—1881) — талантливый русский композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд. Имуществ и в госуд. Контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие М., выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальные занятия. Под руководством Балакирева М. Читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой. Раньше М. Учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим пианистом. Хотя пению М. И не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки.
Уже в 1852 г. Фирмой Бернард в СПб. Издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М. Написал два "скерцо", из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г. Исполнено в концерте русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна. Вслед за тем М. Написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла "Эдип". Последняя работа не была окончена, и только один хор из музыки к "Эдипу", дополненный в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., издан в числе посмертных произведений Мусоргского. Для оперной обработки М. Сначала выбрал роман Флобера "Саламбо", но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет "Женитьбы" Гоголя. Известность М. Доставила опера "Борис Годунов", поставленная на сцене Мариинского театра в СПб.
В 1874 г. И признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым. В течение 10 последующих лет "Борис Годунов" был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. "Борис Годунов" снова увидел свет, но в несколько ином виде. Н. А. Римский-Корсаков исправил, переделал и переинструментовал заново "Бориса Годунова" и поставил его на сцене большой залы музыкального общества (новое здание Консерватории), при участии членов "Общества музыкальных собраний". Фирма Бессель и К° в СПб. Выпустила к этому времени новый клавираусцуг "Бориса Годунова", в предисловии к которому Римский-Корсаков выясняет причины, побудившие его взяться за эту переделку (плохая фактура и оркестровка). В Москве "Борис Годунов" поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г.
В 1875 г. М. Начал драматическую оперу ("народную музыкальную драму") "Хованщина" (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Музыку и текст "Хованщины" М. Почти успел закончить, но опера не была инструментована. Последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил "Хованщину" и приспособил ее для сцены. Фирма Бессель и К° издала партитуру оперы и клавираусцуг (1883 г.). "Хованщина" исполнена на сцене СПб. Музыкально-драматического кружка в 1886 г., под управлением С. Ю. Гольдштейна. На сцене Кононовского зала, в СПб., в 1893 г., частным оперным товариществом. У Сетова, в Киеве, в 1892 г. Довести до конца "Сорочинскую ярмарку" оказалось невозможным, так как из этой оперы в бумагах М.
Сохранились лишь немногие черновые наброски. Мусоргский — большой самобытный талант, и притом талант чисто русский. Он принадлежит к группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму. Национальность М., как композитора, сквозит и в уменье обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец — в выборе сюжетов, главным образом, из рус. Жизни. М. — ненавистник рутины, для него в музыке не существует авторитетов. На правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду М. Отдается своей пылкой фантазии, всюду стремится к новизне.
Юмористическая музыка вообще удавалась М., и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив. Стоит только вспомнить его сказку про "Козла", историю долбящего латынь "Семинариста", влюбленного в поповскую дочь, "По грибы" (текст Мея), "Пирушку". М. Не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и плохо даются (лучше других его лирические романсы "Ночь", на слова Пушкина, и "Еврейская мелодия", на слова Мея). Зато широко проявляется творчество М. В тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни М. "Калистрат", "Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын" (из "Воеводы" Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Шевченка), "Светик Савишна" и "Озорник" (обе последние — на слова самого М.) и мн.
Др. Мусоргский весьма удачно нашел здесь правдивое и глубоко-драматичное музыкальное выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Сильное впечатление производят выразительной декламацией песни "Сиротка" и "Забытый" (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). В такой тесной, казалось бы, области музыки, как "романсы и песни", М. Сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, под общим заглавием "Детская" (текст самого М.), в 4-х романсах под общим заглавием "Песни и пляска смерти" (1875—1877. Слова гр. Голенищева-Кутузова. "Трепак" — картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина.
"Колыбельная" рисует мать у постели умирающего ребенка. Другие два. "Серенада" и "Полководец". Все весьма колоритны и драматичны), в "Царе Сауле" (для мужского голоса с аккомпанементом фортепиано. Текст самого М.), в "Поражении Сеннахериба" (для хора с оркестром. Слова Байрона), в "Иисусе Навине", удачно построенном на оригин. Еврейских темах. М. — плохой симфонист. Его специальность — музыка вокальная, как иллюстрация текста. Он образцовый декламатор, схватывающий малейшие изгибы слова. В своих произведениях он всегда отводит широкое место речитативу. Родственный Даргомыжскому по складу своего таланта, М. Примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальную драму, навеянным на него оперой Даргомыжского "Каменный гость".
Несмотря на неудачное либретто, на многие шероховатости и промахи, "Борис Годунов" — талантливое произведение, многие сцены которого (избрание Бориса на царство, корчма на литовской границе, рассказ Пимена, смерть Бориса, сцена у фонтана) блестят жизненностью, юмором, правдой и поэтической красотой. В инструментовке М. Малоопытен, хотя она иногда не лишена колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок. К музыке в законченных формах, с развитием тематического материала, М. Мало был способен, да и не был склонен. Из оркестровых произведений М., кроме упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" (сочинено в 1861 г., инструментовано в 1867 г.), построенное на теме сурового характера, напоминающей музыку XVIII в.
И изданное в числе посмертных произведений М., с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия. "Ночь на Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886 г. В СПб. Это — ярко колоритная картина "шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на ряд музыкальных эскизов, под заглавием "Картины с выставки", написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. Гартмана. Все произведения М. Изданы фирмой В. Бессель и К° в СПб. Многое издано и в Лейпциге, фирмой М. П. Беляева (см. Каталог ее на 1895 г.).Биографические сведения и хронологические данные о композиторской деятельности М. Имеются в статье В. В. Стасова, напечатанной в "Вестнике Европы" (май и июнь 1881 г.).
См. Его же, "Перов и М." ("Русская Старина", 1883, т. XXXVIII, cтp. 433 — 458). Его же, "М. П. Мусоргский. Памяти его ("Истор. Вестн.", 1886, март). Его же, "Памяти М." (СПб., 1885). В. Баскин, "М. П. М. Биографич. Очерк" ("Русс. Мысль", 1884, кн. 9 и 10. Отдельно, М., 1887). С. Кругликов, "М. И его "Борис Годунов ("Артист", 1890, № 5). П. Трифонов, "М. П. М." ("Вестн. Европы", 1893, дек.). Брошюра о M. Pierre d'Alheim (П., 1896), панегирического характера, серьезного значения не имеет. —ский..
Дополнительный поиск Мусоргский
На нашем сайте Вы найдете значение "Мусоргский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мусоргский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 10 символа