Навигационный акт

171

Так наз. Закон, изданный Кромвеллем 9 окт. 1651 г. И сыгравший большую роль в истории английской торговли. Он был издан, с одной стороны, в видах поощрения английского торгового флота, с другой стороны — для уничтожения первенства Голландии на море. За силой Н. Акта товары из Азии, и Африки, и Америки могли ввозиться в Великобританию только на судах, которые принадлежат британским подданным, и экипаж которых состоит по крайней мере на 3/4 из британских подданных. Из Европы товары могли ввозиться на британских судах или на судах той страны, в которой произведены товары или в гаванях которой они впервые могли быть нагружены на корабль. Ввоз соленой рыбы в Англию и колонии разрешался только в том случае, если она поймана на британских судах.

Наконец, каботажное плавание предоставлялось исключительно английским судам. Этот закон настолько затронул интересы Голландии, что она в том же году объявила войну Англии. Вскоре после издания Н. Акта действие его было приостановлено вследствие войны с Испанией, но уже в 1660 г. (при Карле II) он был возобновлен, с существенными дополнениями, касавшимися, главным образом, торговли с колониями. Было установлено, что все товары из колоний должны сначала идти в английские гавани. В колонии товары могут быть перевозимы только на британских судах. Товары из России и особо поименованные товары из Европы (enumerated articles), как дрова, соль, табак, поташ, оливковое масло, лен, хлеб, сахар, вино, уксус и др., могут быть ввозимы только в Англию и только на английских судах.

Оценка, которая давалась Н. Акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии. Другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении. Протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали все успехи английской морской торговли Н. Акту. А. Смит хотя и считал Н. Акт неблагоприятным для внешней торговли, однако называл его мудрейшим правительственным актом, ввиду его политического значения. В конце концов Н. Акт несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер. С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах.

Первые шаги к отмене Н. Акта были сделаны после объявления независимости североамериканских колоний, когда в пользу Соединенных Штатов допущены некоторые отступления от Н. Акта. Постепенно с начала XIX в. Льготы в морских сношениях приобретаются Пруссией, Россией, Испанией, Голландией. Влияние либерального экономического направления выразилось в 40-х годах в назначении парламентской комиссии для исследования навигационных законов (1847). Н. Акт был отменен в 1849 г., за исключением статьи о каботаже. Последняя отменена в 1854 г., и вместе с ней последний остаток Н. Акта исчез из английского законодательства..

Значения в других словарях
Навзитой

Сын Посейдона и Перибои, отец Алкиноя и Рексенора, царь феаков, которых он переселил из Гиперии (вероятно, в Сицилии) и водворил на о-ве Схерии (Одиссея, VII, 56. VIII, 564).. ..

Навигационно-описная комиссия

Временно учрежденная 27 апр. 1875 г. В ведомстве путей сообщения, под председательством инженера Фадеева, для исследования внутренних водяных сообщений в России и составления плана расчистки судоходных рек. Упразднена 23 марта 1884 г.. ..

Навигация

Отдел кораблевождения (см.), заключающий изложение способов определения места корабля на море, пользуясь компасом и лагом (см.). Определить место корабля на море, значить нанести на карту ту точку, в которой корабль в данный момент находится. Пользование для этой цели компасом может быть двоякое. 1) при плавании в виду берегов, заметив по компасу направления на два предмета, напр. Маяка, показанных на карте, и проложив их на ней, получают место корабля. Направление, по которому предмет усматрива..

Навигация*

— отдел кораблевождения (см.), заключающий изложение способов определения места корабля на море, пользуясь компасом и лагом (см.). Определить место корабля на море, значить нанести на карту ту точку, в которой корабль в данный момент находится. Пользование для этой цели компасом может быть двоякое. 1) при плавании в виду берегов, заметив по компасу направления на два предмета, напр. Маяка, показанных на карте, и проложив их на ней, получают место корабля. Направление, по которому предмет усматри..

Дополнительный поиск Навигационный акт Навигационный акт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Навигационный акт" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Навигационный акт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 17 символа