Навигационный акт
Так наз. Закон, изданный Кромвеллем 9 окт. 1651 г. И сыгравший большую роль в истории английской торговли. Он был издан, с одной стороны, в видах поощрения английского торгового флота, с другой стороны — для уничтожения первенства Голландии на море. За силой Н. Акта товары из Азии, и Африки, и Америки могли ввозиться в Великобританию только на судах, которые принадлежат британским подданным, и экипаж которых состоит по крайней мере на 3/4 из британских подданных. Из Европы товары могли ввозиться на британских судах или на судах той страны, в которой произведены товары или в гаванях которой они впервые могли быть нагружены на корабль. Ввоз соленой рыбы в Англию и колонии разрешался только в том случае, если она поймана на британских судах.
Наконец, каботажное плавание предоставлялось исключительно английским судам. Этот закон настолько затронул интересы Голландии, что она в том же году объявила войну Англии. Вскоре после издания Н. Акта действие его было приостановлено вследствие войны с Испанией, но уже в 1660 г. (при Карле II) он был возобновлен, с существенными дополнениями, касавшимися, главным образом, торговли с колониями. Было установлено, что все товары из колоний должны сначала идти в английские гавани. В колонии товары могут быть перевозимы только на британских судах. Товары из России и особо поименованные товары из Европы (enumerated articles), как дрова, соль, табак, поташ, оливковое масло, лен, хлеб, сахар, вино, уксус и др., могут быть ввозимы только в Англию и только на английских судах.
Оценка, которая давалась Н. Акту экономистами, весьма различна. Сторонники свободной торговли считали его тормозом экономического развития Англии. Другие признавали его не лишенным значения как в экономическом, так и политическом отношении. Протекционисты, впадая в противоположную фритредерам крайность, приписывали все успехи английской морской торговли Н. Акту. А. Смит хотя и считал Н. Акт неблагоприятным для внешней торговли, однако называл его мудрейшим правительственным актом, ввиду его политического значения. В конце концов Н. Акт несомненно способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали покровительственных мер. С достижением первенства в торговле и промышленности, Англия перестала нуждаться в таких мерах.
Первые шаги к отмене Н. Акта были сделаны после объявления независимости североамериканских колоний, когда в пользу Соединенных Штатов допущены некоторые отступления от Н. Акта. Постепенно с начала XIX в. Льготы в морских сношениях приобретаются Пруссией, Россией, Испанией, Голландией. Влияние либерального экономического направления выразилось в 40-х годах в назначении парламентской комиссии для исследования навигационных законов (1847). Н. Акт был отменен в 1849 г., за исключением статьи о каботаже. Последняя отменена в 1854 г., и вместе с ней последний остаток Н. Акта исчез из английского законодательства..
Дополнительный поиск Навигационный акт
На нашем сайте Вы найдете значение "Навигационный акт" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Навигационный акт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 17 символа