Нищие
Были известны, как класс людей, о существовании которых должны заботиться другие, еще с самых древних времен. Особенно сильно способствовало размножению Н. Христианство, с распространением которого стали появляться все в большем и большем числе Н., просившие подаяния во имя Христа. Византия до того была наводнена Н., что потребовались особые декреты императоров Юстиниана и Феодосия, направленные против их распространения, хотя, с другой стороны, высшие греческие иерархи проводят мысль, что H. — res divina, что "богатым дарует Бог серебро нищим ради", и, таким образом, понятие о милостыне окружается религиозным ореолом. В католической Европе нищенство также берется под покровительство церкви. Милостыня считается самым богоугодным делом.
Папа Лев XII повелел иметь некоторых Н., чтобы люди не забыли заповеди о Н. В ХШ веке образуются особые ордена "нищенских монахов" (Mendicantes). Есть указание, что еще в половине нашего века у римского папы считалось до 25000 нищенствующей братии, стоивших римскому народу около 1825000 скуди. В старину самый распространенный тип Н. Составляли странствующие певцы, большей частью слепые, напр. В Малороссии слепцы старцы, бандуристы или кобзари, которых, в гораздо меньшем числе, можно встретить еще и теперь. В Великороссии этот вид нищих носит название калик-перехожих (см.). На русской почве к нищенству в тесном смысле слова примыкает странничество, паломничество, бродяжничество. В основе этих явлений видна религиозная подкладка, но осложненная славянской непоседливостью, страстью к переходу с места на место и т.
П. Таким образом, у нас вырабатывается особый тип Н., резко отличающийся от Н. Западно-европейского. Западный Н. В огромном большинстве случаев умственно, нравственно и материально беден. У нас Н., особенно в прежние, не особенно давние времена, был подчас человек бывалый, persona grata в каждом доме, куда он входил, интересный и неистощимый рассказчик про то, "где он бывал". К этому типу Н. Примыкает "городской Н.", более или менее оседлый, а переходной ступенью между тем и другим служит особый тип, носящий в разных местах разное название, преимущественно презрительное. Голытьба, босая команда, босяки, босявки, золотая рота, раклы, шахаи и т. Д. Н. Последней категории имеют непреодолимое отвращение к физическому труду, от которого уклоняются под всевозможнейшими предлогами, часто не брезгая никакими другими способами для добывания себе средств к существованию.Среди Н.
У нас на Руси есть своего рода добровольцы. Монахи, живущие только подаянием, лица раздавшие свое имущество бедным и решившиеся испытать тяжелую долю Н., нести крест смирения и терпения. Настоящие Н. — это неимущие, погорелые, бобыли, беглые, ослепшие и т. П. Всякие народные бедствия и массовые несчастья вроде моровых поветрий, пожаров, голодных годов значительно пополняют этот контингент. В ряды Н. Поступало и поступает множество тунеядцев так называемых Н.-промышленников — зрячие слепые, хромые, способные 6егать, бабы с завернутыми поленьями вместо грудных детей на руках и т. Д. Во Франции в прежние времена пристанища для Н. Назывались Maisons de miracles, ибо все слепые, хромые, глухие и т. Д. Н. В этих домах, в случае надобности, как бы по волшебству превращались в здоровых людей.
Еще недавно милостыня у нас налагалась как епитимья и сопровождала поминовение усопших в третины, девятины, полусорочины, сорочины, годовщины. Всякое сословие и учреждение имело своих Н., о которых заботилось. Так, были Н. Монастырские, церковные, патриаршие, соборные, кладбищенские, дворцовые, дворовые, богаделенные, цеховые и т. П. Нищие. Н. Часто группировались в целые нищенские ватаги или устраивали особые нищенские цехи. В мст. Семежовке Слуцкого уезда Минской губернии был такой нищенский цех, с целой организацией. Во главе цеха стоял особый атаман (цехмейстер), из слепых. Чтобы иметь право носить названте заправского Н.., нужно было 6 лет состоять учеником, внося ежегодно 60 коп. (на нищенскую свечу), и выдержать экзамен в знании молитв, нищенских стихов и песен (кантов) и особенного нищенского языка.
В цехе имелись еще ключник-казначей и сотские и десятские, с определенными правами. Выборы цехмейстера и других начальствующих лиц происходили в собрании ватаги, которую созывал цехмейстер и для решения особенно важных дел, и для наказания виновных (исключение из ватаги, штраф, отрезывание торбы — нищенской сумы). Существование нищенских, или старецких, старост, цехмейстеров, атаманов и пр. Обусловливалась стремлением Н. Кое-как организоваться, как для совместного сбора подаяния, так и для помощи друг другу в странствованиях по монастырям, ярмаркам и т. П. Сходную организацию мы видим у древних русских паломников, ходивших целыми толпами-ватагами ко святым местам. Лет 10 — 15 тому назад последовало упразднение старецкого самоуправления, шедшего рука об руку с особым старецким языком.
В настоящее время еще существует институт старецких старост, избираемых по одному на уезд, их помощников и т. Д., но их власть, прежде почти безграничная, теперь уже не всеми старцами признается. На С, в Олонецком крае, нищенские артели имеют несколько иную организацию. Слепцы, калеки и другие, имеющие право на нищенство (увечье), собираются в артели и летом и зимой собирают "ради Христа" печеный хлеб, толокно, горох, сено, лен и т. Д. Все это артельщики делят между собой по паям, причем тот, кому принадлежит в артели лошадь и повозка или сани, получает 2 пая. Почти каждая артель имеет в своей среде знахаря или знахарку, которые также получают по 2 пая. Эти знахари или колдуны, помимо собирания подаяния, занимаются также всяким лечением и колдовством.
Не подлежит сомнению, что существовала и существует известная солидарность не только между Н. Одной и той же ватаги или артели, но и между различными ватагами и артелями. Это видно из того, что существует особенный старецкий, нищенский язык, который Н. Держат в тайне и посредством которого Н. Одной или разных ватаг друг с другом связаны. Есть указания на то, что условный нищенский язык возник еще в XVII столетии, а может быть, и раньше, в частых сношениях малорусов с румынами и греками. См. Воровской язык.Литература. Прыжев, "Н. На святой Руси" ("Киевская Старина", 1883, № 9). П. Ефименко, "Братство и союзы Н." (там же, 1883). П. Тиханов, "Брянские старцы", этнологич. Очерк (Брянск). "Очерк быта Н. Могилевской губ., их условный язык" (М., 1891).
Н. Сумцов, "Культурные переживания" ("Минские Епархиальные Ведом.", 1880, № 17)..
Дополнительный поиск Нищие
На нашем сайте Вы найдете значение "Нищие" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нищие, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 5 символа