Ньяя
(санскр. Nyâya = правило, основание, метод, логическое заключение, вывод, логика вообще) — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) индийской философии, по преданию — основанная мудрецом Готамой. Н. Принадлежит к тем четырем (из шести) школам, которые, хотя и принимаются правоверными индусами, но с известными ограничениями. Н. Считается обыкновенно логической системой, своего рода индийской теорией логики и гносеологии. Но лишь ее метод имеет строго логический характер, а цели ее — чисто диалектические. Поэтому ее не без основания сравнивали с диалектическими школами древних греков. Другое ее имя — Таркавидья (Tarkavidyâ = познание ложного). Учение Н. Изложено в собрании сутр, состоящем из пяти книг, из которых каждая делится на два "дня", или ежедневных урока.
Эти "дни" в свою очередь подразделяются на особые отделы или статьи (первое издание — "Nyâyasûtra-vritti, the logical aphorisms of Gotama", Калькутта, 1828. Второе в "Biblioth. Indica", 1864—65 гг., перевод в журнале "Пандит". Первые четыре книги переведены также Баллантайном в его "Aphorisms of Sankhya, Yoga etc"). К сутрам существует тройной, обширный туземный комментарий. История основателя Н., Готамы, рассказывается уже в Магабхарате. В Рамаяне является диалектик, принадлежащий к этой школе и спорящий с Рамой. Н. Органически связана с философией Санкхья и отчасти развилась из последней. Подобно ей, Н. Обещает блаженство и освобождение духа, как награду за полное знание ее оснований, т. Е. Истины. Под этой последней Н.
Разумеет, главным образом, убеждение в вечности души. Ее первый и важнейший объект доказательства — живая душа и верховный дух, единый творец всего существующего, источник вечной мудрости. Индивидуальная, отдельная душа есть нечто абстрактно существующее, нематериальное, известный субстрат различных качеств. Метод, которым Готама демонстрирует объекты доказательства, представляет четыре вида. Воззрение, заключение, сравнение, или аналогию, и утверждение (под которым здесь разумеется, главным образом, предание и откровение). Доказательство определяется, как causa effidens знания, которое или верно, или ошибочно. Последнее ведет к сомнению и к ошибочному суждению. Причина обладает способностью вызывать действие и предшествует ему.
Причинная связь соединяет причину и действие и является или простым причинным отношением, или постоянным отношением, в котором причина всегда имманентна, как пряжа в ткани (напротив, челнок и ткань находятся в простом причинном отношении). Пример в споре является тем, на чем обе стороны сходятся. Доказанное заключение может быть четырех родов. Всеобще признанным, отчасти признанным, гипотетичным и относительным. Спор, или прение, тоже имеет три вида. Прение в тесном смысле слова, когда каждый хочет провести свою мысль. Беседа, стремящаяся выяснить истину, например между учителем и его учениками. Каверзный спор, когда спорящий старается во чтобы то ни стало победить своего противника софистикой, не заботясь о поддержании собственного мнения.
Точно так же перечисляются разные виды ошибки и лжи. Полный силлогизм состоит из пяти членов. Предложение, напр. "гора горит". Основание — "ибо она дымится". Пример — "где дым, там и огонь". Применение — "гора же дымится". Вывод, или заключение, — "стало быть, она горит". Обыкновенно индийские диалектики, а именно ведантисты, довольствуются только тремя первыми или тремя последними членами.См. Colebrooke, "Essays on the religion and philosophy of the Hindus" (нов. Изд., Лпц., 1858). Современное представление вопроса в имеющем появиться 5-м выпуске III тома Бюлеровского "Grundriss der indoarischen Philologie und Altertumskunde". A. Venis, "Nyâya and Vaiçestnkà".С. Булич..
Дополнительный поиск Ньяя
На нашем сайте Вы найдете значение "Ньяя" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ньяя, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 4 символа