Обрадович

97

(Досифей, в монашестве, Дмитрий в миру) — знаменитый деятель сербского возрождения (1739 -1811), сын кожевника в Чакове (Темешварский банат). Рано осиротев, остался на попечении родственников, из которых один, заметив в мальчике страсть к церкви и чтению, задумал приготовить его в священники. Увлекшись житиями святых, О. Решил постричься в монахи, и бежал из дома родственников, но был насильно возвращен и отдан в мастерство в Темешвар. Скоро, однако, он постригся в Хоповском монастыре, весь отдался духовным подвигам и прославился ими на всю окрестность. Побывав в Загребе, где выучился по-латыни, О. Три года учительствовал в Далмации. Задержанный лихорадкой вблизи Боснийской границы, он сделал, на сербском языке, выбор из бесед Иоанна Златоуста ("Досифеева буквица"), имевший большой успех.

Потом он отправился в Корфу, где учился греческому языку, оттуда в Морею, на Афон, Патмос, Смирну, в Албанию, где выучился по-албански, и обратно в Далмацию, где объезжал монастыри, села, произносил проповеди, знакомился с нуждами народа. В Вене О. Семь лет обучал сербов и греков, и в то же время сам учился по-французски, по-немецки и по-итальянски (позже он научился в Лондоне английскому языку). Совершив путешествие в Италию, Константинополь и Молдавию, слушал в Галле лекции философии, эстетики и богословия и издал первую часть своего сочинения. "Живот (жизнь) и приключения" (Лейпциг, 1783), а в следующем году "Советы здравого разума" — две книги, начинающие собой новое направление в сербской литературе.

Она становится зеркалом народных нужд и недостатков. Позже О. Издал по-сербски басни Эзопа, "Собрание разных нравоучительных вещей в пользу и увеселение", перевод "Этики" Соаве, стихотворение по поводу восстания сербов, оду в честь Александра I. С 1807 г. Он поселился в Белграде, занимаясь организацией школ. После его смерти были изданы сочинения его "Мезимац", "Христоифия", "Првенац". В 1833-36 г. И 1845 г. Вышло в Белграде полное собрание сочинений О. Отличный знаток сербского народа и его нужд, прекрасно образованный, О. Принес огромную пользу своей родине. Раньше всех он стал говорить с массами на их языке. Содержание его сочинений — осуждение невежества монахов, суеверий, пропаганда науки и вообще просвещения, не только для мужчин, но и для женщин.

Вообще все сочинения О. — морально-поучительного характера. Но в ранних произведениях его (например, в переведенной с греческого "Христоифии"), мораль почти всецело покоится на церковном учении, в позднейших же, основанием для неё служит философия просвещения. Везде О. Является горячим сербским патриотом, стоявшим за свободу Сербии. В свое время он был единичным явлением в Сербии, но вскоре сербская литература и жизнь выступила на новый путь и добром помянула О.Ср. Sević, "Dositeus Obradović, ein serbischer Aufklärer des XVIII Jahrhunderts" (Лейпциг, 1889). К. Радченко, "Сербский писатель Досифей О. И его литературная деятельность" ("Киевские Университетские Известия" 1896-1897 гг.).А. Л-ий..

Значения в других словарях
Обработка наблюдений

См. Ошибки наблюдений.. ..

Обработка почвы

Наряду с удобрением и плодосменом, представляет собой одно из средств для приведения почвы в желаемое физико-химическое состояние, в наиболее благоприятное, при совокупности свойств климата, почвы и растения, для произрастания этого последнего. Сочетания всех этих условий крайне разнообразны. Основная цель О. Почвы — приведение почвы 1) в соответствующее физическое состояние и 2) в соответствующее химическое. Каждое растение, для успешности своего роста, требует известной рыхлости и влажности по..

Образ (лик) Иисуса Христа

— И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь обладала изображениями его лика, воспроизведенными им самим. Первое из таких нерукотворных (άχειροποιητός) изображений — О., отпечатлевшийся на убрусе или полотенце. Которым И. Христос отер лицо свое. Он был послан эдесскому тетрарху Авгарю. Сказание об этом О. В первый раз встречается во второй половине V в. У армянского историка Моисея Хоренского, который заимствовал его из "деяний Фадд..

Образ Иисуса Христа

(лик)И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь обладала изображениями его лика, воспроизведенными им самим. Первое из таких нерукотворных (άχειροποιητός) изображений — О., отпечатлевшийся на убрусе или полотенце. Которым И. Христос отер лицо свое. Он был послан эдесскому тетрарху Авгарю. Сказание об этом О. В первый раз встречается во второй половине V в. У армянского историка Моисея Хоренского, который заимствовал его из "деяний Ф..

Дополнительный поиск Обрадович Обрадович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обрадович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обрадович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 9 символа