Ода

92

(от греч. Ώδή, сокращение от άοιδή, песнь) — принадлежит к роду так называемой хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика этого рода исполнялась танцующим хором, под аккомпанемент флейт и лир, на общественных празднествах, преимущественно в честь богов. О. Была предназначена для большого круга слушателей и должна была отличаться серьезным содержанием, объективностью, торжественным тоном. В этом ее отличие от эолийской лирики, выражавшей более субъективные настроения поэта и рассчитанной на интимный круг почитателей (см. Лирика). Дорическая лирика отличалась от эолийской и формой. Вместо коротких, куплетных строф она создала строфы величавые, длинные, из которых каждая распадалась на три части (строфу, антистрофу и эпод.

Первые две слагались из одинакового числа стихов, а эпод был короче), соответственно движению хора вправо, движению влево и остановке, после которой движение возобновлялось с новой строфы. Содержанием О. Были Бог, религия, природа, искусство, истина, отечество, и тому подобные, обязательно грандиозные сюжеты. По своему содержанию О. Распадалась на собственно О., гимн (см.) и дифирамб (см.). Несомненно, что древнегреческая О. Создалась под влиянием восточной цивилизации. О. В виде гимна, славословящего божество — излюбленный род древнееврейской поэзии (Давидовы псалмы в Псалтири, песнь Моисея в Исходе, гл. 15, гимн Деворы в Книге Судей Израильских, гл. 5 и т. Д.). Греческая ода, в тесном смысле слова, предполагала, в отличие от гимна и дифирамба, известную долю рассудочного, дидактического и философского элемента, хотя и не может быть отнесена к роду дидактической поэзии (см.).

Лучшими одописцами древней Эллады считаются. Эолиец Алкей (см.), наиболее известный своими патриотическими О., воспевающими храбрость, ненависть к тирании, прелести свободы, горе изгнания. Дориец Алкман (см.), прославившийся своими "парфениями" (песнями для девичьих хоров) религиозно-чувственного содержания и хоровыми песнями, посвященными политическим событиям. Иониец Симонид, писавший хвалебные песни в честь победителей на общественных играх (эпиникии). Высшее развитие эти песни получили у Пиндара (VI в. До Р. Х.), соединившего в себе серьезность дорийской поэзии с образностью эолийской и грацией ионийской школы. Гимны и дифирамбы существовали и в древнейшей народной латинской поэзии, в виде жреческих песен (песни Арвальских братьев, жрецов Салиев), но не получили литературного развития, так как вся лирическая поэзия последующего времени подражает греческим образцам.

Пиндару подражал Гораций (см.), в наиболее торжественных из своих О. И в своей "Песне столетию" (Carmen Saeculare). О. Эпикурейского характера, составляющие в сборнике Горация большинство, вызваны подражаниями Алкею, Сапфо, Анакреону и выходят за пределы понятия О. В узком смысле слова. Форма Горациевых О. Не столь строга и величава, как у Пиндара. Его строфа обыкновенно четверостишная (Фету было удобно переводить эти О. Четверостишными куплетами). Он пользовался, большей частью, короткой строфой — алкаической, сапфической и асклепиадской. С эпохой Ренессанса возродилась и О. Виднейшим представителем О. В Италии в XVI-XVII вв. Был Киабрера (см.), бросивший форму сонета, излюбленную последователями Петрарки, и вернувшийся к строфообразному построению лирики.

Образцами его были Пиндар и Гораций, и он стал основателем школы "пиндаристов". Насадителем латинской О. Во Франции явился в XVI в. Ронсар с друзьями (так называемой "Плеядой"), сочинявший О. "горациевские", "анакреонтические", "пиндарические" и т. П. И Киабрера, и Ронсар пользовались элементами народности. Киабрера нашел "строфу" в народно— итальянских песнях, а Ронсар мог найти задатки оды в отголосках творчества трубадуров, создавших торжественную политическую песню (например на крестовые доходы — chanson d'outrée). В Англии, где особенным расположением народа пользовалась лирико-эпическая песня, воспевавшая подвиги Робина Гуда, героическая О. Возрождения получила право на существование благодаря поэтам XVII в.

Коули (см.) и в особенности Драйдену (см.), написавшему знаменитую О. В прославление патронессы музыки, св. Цецилии — "Alexander's feast" (положена на музыку Генделем). В XVIII в. О. Получила особенно сильное развитие во всей европейской литературе, после того как авторитет Буало возвел подражание древнеримским формам и родам на степень высшего идеала поэзии. Поэтические образчики придворной, льстивой О. Дал еще в XVII в. Малерб (см.), воспевавший Людовика XIII, Ришелье и знатных гостей отеля Рамбулье. Ему случалось целый год трудиться над одной О., чтобы достигнуть ясности, точности и виртуозности стиха. Подражателей у Малерба было очень много. Из них более известен Жан-Баптист Руссо (см.). Клопшток (см.) идеализировал упавшую было О., наполнил ее религиозным содержанием и усердно культивировал ее в Германии.

В западноевропейской лирической поэзии XIX в. О. Уже не играет видной роли. Она оттеснена более мелкими и популярными "песенными" формами романтиков. Великие лирические поэты, совмещавшие в себе энтузиазм и силу фантазии с философским образованием, прибегали, тем не менее, к О., хотя и не держались ее традиционных метрических форм. Таким образом О. Писали. В Германии — Гёте, в Англии — Шелли, во Франции — Виктор Гюго, в Италии — Манцони и т. Д. Многие из этих одописцев, как романтики, тщательно избегают устарелого "псевдоклассического" слова "О.". Масса новейших стихотворений "на случай" носят характер и строфообразное строение О.В русской народной поэзии характером О. Отличаются так называемые "духовные стихи" (см.) или старческие песни — поэтические думы народа о высших вопросах жизни, а также часть обрядных песен, поскольку они касаются языческих божеств, часть хороводных (песня "Царь слава".

"Слава Богу на небе" и т. Д. Может служить хорошим примером народной О.). Первые попытки искусственной О. Принадлежат Кантемиру (см.). На манер западноевропейской О. Написаны его "песни" (например песня "В похвалу наук", изложенная шестистишными строфами). В более торжественном тоне (строфами по десять стихов), с применением всего излюбленного одописцами XVIII в. Мифологического арсенала метафор и уподоблений, написана Тредьяковским "Ода торжественная о сдаче города Гданска, 1734" (на взятие Данцига). Стих в ней (тонический 4-стопный хорей) правильнее силлабических виршей Кантемира, но содержание представляет собой лишь перепевы мотивов Буало и Малерба. Первыми, вполне литературными по форме и оригинальными по содержанию, русскими О.

Были О. Ломоносова (см.), в которых, с непосредственностью и живостью только что пробудившегося литературного гения, выражается патриотический энтузиазм (О., в которых воспевается Петр Великий) или религиозно-философский пафос (О. На тему из книги Иова, начинающаяся словами. "О ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь, человек!"). Новую и высшую стадию в развитии русской О. Представляет собой поэтическая деятельность Державина (см.), внесшего в содержание своей О. Необычайное разнообразие. Ему одинаково удавался и простодушный, задушевный тон реалистической О. ("Фелица", в которой Державин подражал Горацию), и пиндарический пафос, в соединении с деистическими идеями новой философии ("Бог"), и О. Описательная ("Водопад"), и О.-сатира ("Властителям и судиям").

Державинская О. "Бог" может считаться едва ли не знаменитейшим из всех европейских произведений в этом роде. Она была переведена на множество языков. Державинский тип О. Надолго стал руководящей нормой. Влияние ее на литературу продолжается до самого Пушкина. Пушкин новыми формами романтической поэзии и всем своим художественным реализмом окончательно вывел из моды старую О., насмешки над которой начинаются уже со времен И. И. Дмитриева (см.), осмеявшего одописцев в "Чужом толке".Вс. Ч..

Значения в других словарях
Огурцы

(Cucumis sativa). Бот. См. Тыквяные. Культура О. Ведет свое начало из теплых местностей Азии — Китая, Индии, может быть и Туркестана. Была известна уже грекам, от которых перешла к римлянам, и в эпоху Карла Великого была распространена уже по средней Европе. Каким путем и когда попали О. В Россию — неизвестно. Ныне культура О. Распространена повсеместно и дает множество разновидностей и сортов, в русских хозяйствах пользуются сравнительно немногими сортами. Лучшими считаются муромские О., пригод..

Од

(Aude, древний Атакс). 1) река на юге Франции, 208 км., начинается на вершине Рок д'О. Восточных Пиренеев, течет на север до Каркасона, затем поворачивает на восток. Главный рукав О. Впадает в Средиземное море, другой, Робин де Нарбонн — в озеро Сиган. 2) Департамент на юге Франции. 6313 кв. Км. На юге О. Передние Пиренеи, на севере отроги Севенн. Между горами долина О., где растут оливки и фиги. Климат теплый, жаркое лето, весной мистраль, на берегу моря и озер — малярия. Южный канал (canal du ..

Одалиска

См. Гарем.. ..

Одамашка

Или адамашка — сорт камки, которая первоначально привозилась в Европу из Дамаска. Будучи по ценности ниже других сортов камки, она употреблялась на разные принадлежности утварей и одежд мало нарядных.. ..

Дополнительный поиск Ода Ода

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ода" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ода, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 3 символа