Оккам

96

(Вильгельм из О. — местечка в английском графстве Сэрре) — схоластик XIV века, главный представитель номинализма. Слушал в Оксфорде Дунса Скота, потом преподавал теологию и философию в Париже. Выступил противником папской власти, признавая папу подчиненным в мирских делах — государям, а в духовных — всей церкви, и отрицая светскую власть папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322г.), он был заключен под стражу, но в 1328 г. Бежал в Германию, под покровительство императора Людвига Баварского. Умер около 1350 г., по одним известиям в Мюнхене, по другим — в Неаполитанской области. Подобно другим знаменитым схоластикам, О. Получил от своих учеников почетные названия Doctor invincibilis, D.

Singularis, Inceptor venerabilis. Основное его учение, кроме общего названия номинализма, обозначалось еще в особенности как терминизм, так как в образовании нашего познания он различал двоякого рода "термины". 1) представления или мыслительные акты, вызываемые непроизвольно данными внешнего и внутреннего опыта — естественные знаки (signa) и следы (vestigia) существующего в познающем, и 2) произвольные обозначения предметов в том или другом отношении (nomma, voces), для правильного и отчетливого распорядка наших познаний. О. Признавал действительно существующим только единичное (particularia). Родовые и видовые понятия имеют реальность только в своих индивидуальных представителях, например понятие "человек" — только в отдельных людях.

Аристотелевы категории и Порфириевы предикабилии О. Признавал лишь словесным, а не реальным распорядком. Сущность познания, с точки зрения О., состоит в фактической связи между нашими представлениями и понятиями (termini первого рода) и теми действительными впечатлениями, которыми непроизвольно вызывается наша умственная деятельность. Самые акты нашего мышления, поскольку они обусловлены известной реальностью (в интуитивном познании), действительно извещают нас об этой реальности или обозначают ее, хотя это обозначение не должно быть принимаемо за изображение. Так как о Божестве мы не имеем наглядного (интуитивного) познания, т. Е. Никакого реального основания для дальнейшей абстракции, то значит о Боге невозможно и отвлеченное, а, следовательно, вообще никакое познание.

Он есть исключительно предмет практической веры, порождаемой актом воли, и в этой непознаваемости и недоказуемости Божества состоит главная заслуга веры в Него. Сам О. Не видел в Божестве ничего, кроме безусловного произвола и всемогущества, и в своем теологическом волюнтаризме шел еще дальше Дунса Скота (см.), вместе с которым он и в философии, несмотря на их разногласия в некоторых пунктах, заложил основы позднейшего английского эмпиризма. Из сочинений О., напечатанных уже в конце XV в., важнейшие суть. "Summa totius logices", "Quodlibeta septem", "Quaestiones super IV libr. Sententiarum", "Expositio aurea super artem veterem v. I. In Porphyrii praedicabilia et Aristotelis praedicamenta", "Centiloquium theologicum" и "Quaestiones in libros physicorum".Из многочисленных учеников и последователей О.

Особую известность приобрели Иоанн Буридан и Петр de Alliaco.Вл. С..

Значения в других словарях
Окишоби

Окибочи — самое большое из озер, образованных кораллами у южной конечности полуострова Флориды. Неглубокое (наибольшая глубина 4 м.), величиной в 3000 кв. Км. Изменяется от времени года в контурах. На юге оканчивается целым рядом болот. Водятся в нем аллигаторы. Рыб и птиц нет. Берега заросли лесом, и в них хищные животные.. ..

Окказионализм

(causa occasionalis — случайная причина) — название теории Арнольда Гэйлинкса (см.), которая должна объяснить взаимодействие души и тела. Из того, что Декарт определил материю и дух противоположными признаками (материя = протяженности, res extensa, дух = сознанию, res cogitans), возникла трудность в объяснения эмпирического факта воздействия души на тело, и наоборот. Сам Декарт склонялся в пользу теории, впоследствии получившей название influxi physici, т. Е. Теории физического влияния. Ошибка в..

Окклюзия

Термин, предложенный Грегемом (см.) для обозначения особого вида поглощения газов твердыми телами. Это частный случай абсорбции (см.), а именно поглощение газов металлами. Весьма характерный образчик О. Представляет поглощение металлом палладием водорода. По Тресту и Готфейлю, например, один объем литого палладия поглощает при 100° и давлении водорода в 909 мм. Ртутного столба 743 объема водорода, а один объем губчатого палладия поглощает при 100° те же 743 объема водорода, при давлении всего ли..

Оккультизм

А. Сущность и метод. О. (от лат. Слова occultus — тайный, сокровенный) обыкновенно называют совокупность воззрений, верований и знаний по предмету таинственных сил природы и человека, или совершенно игнорируемых современной официальной наукой и философией, или мало ею исследованных, а также некоторых действий и приемов, вытекающих из этих познаний. Впервые термин "philosophia occulta" был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским. В основе О. Лежит двоякое стремление человеческой души — вери..

Дополнительный поиск Оккам Оккам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оккам" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оккам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 5 символа