Орочоны

71

Орочены (от тунгусского оро или орон — домашний олень) — народ тунгусского племени, сибирской ветви. Живут в северо-восточной части Амурской области — в верховьях Амура и по его притокам (Амазар, Урка, Ольдой). В Приморской области — в верховьях правых притоков Уссури (по Хору, Бикину и Иману с Ваком), по побережьям Татарского пролива и Сев. Японского моря. Кроме того, встречаются на С Забайкальской области, по бассейнам рек Витима, Верхней Ангары и Шилии (о забайкальских О. См. Ниже), в Маньчжурии — по правому берегу Амура, в долине Гуюля, впадающего в Гань (оседло, в нескольких селениях). Тип О. — монгольский. Преобладает малый рост, при сухощавости сложения. Сплюснутая от темени к шее большая голова. Плоское, широкое, с выдающимися скулами лицо.

Несколько выдающийся вперед клинообразный подбородок. Широкий и прямой лоб, выпуклые в скулах щеки. Короткий, круглый, с открытыми ноздрями нос. Толстые губы, с несколько направленными вниз углами. Узкие, с косым разрезом, черные или карие глаза. Черные, жесткие, прямые волосы, густые на голове, редкие — на усах и бороде. Одежда у амурских О. Состоит из верхнего платья, сделанного из кожи северных оленей или диких коз, или же из шкур тех же животных. У мужчин платье доходит до колен, у женщин спускается ниже. Оба пола носят род коротких панталон и кожаные чулки, прикрепляемые к панталонам узенькими ремешками, короткие полусапожки с голенищами летом, а зимой — длинные сапоги из оленьей кожи, мехом наружу. Женскую шапку шьют из разных шкур.

Передняя сторона из шкуры россомахи, задняя из выдры, низ окаймлен рысью, верх из лапок черно-бурых лисиц, подкладка из шкуры домашнего оленя. У зажиточных О. Приморской области входят в употребление русские платки и фуражки. Одежда представляет сходство с одеждой гольдов, значительно отличаясь от одежды амурских О. Чаще готовится из китайских тканей — бязи и дабы. Шалаши О. Состоят из жердей, покрытых летом берестой, зимой — кожами сохатого оленя. Язык амурских О. Сходен с языком русских тунгусов, а язык О. Приморской обл. — с языком гольдов. О. Приморской обл. Стоят на самой низкой ступени духовного развития. У них нет вовсе преданий, они не имеют понятия о годе и месяце и летосчисление ведут по ходу красной рыбы — кеты.

Время О. Обозначают указанием, что "с тех пор красная рыба проходила 5, 10, 15 и т. Д. Раз". Они уважают родителей и родственников, заботятся о сиротах, сострадательны к бедным, гостеприимны. Кражи у них редки и клеймятся презрением. Родовой мести не существует. Амурские О. Исповедуют православную веру, приморские придерживаются шаманства и устраивают кумирни вблизи шалаша, в толстом, прямом дереве, в виде вырезанного трехгранного угла, на высоте 1—1,5 арш. От земли. Перед кумирней помост из корья, на который кладутся жертвоприношения из рыб, камушков и проч. Во время молитвы по углам помоста зажигаются палочки из древесного смолья. Встречаются и кумирни китайского образца, в виде ящиков, с изображениями китайских богов и с деревянными и свинцовыми идолами.

Шаманы у О. Называются ламами. Отец — глава семьи и дома, обязанный доставлять семье средства к существованию. Мать смотрит за оленями и собаками, устраивает юрты при перекочевках, приготовляет пищу, шьет одежду и проч. Разделы не допускаются прежде смерти отца, после которого власть переходит к старшему сыну. За невесту дается ее отцу калым, который у приморских О. Вручается при самом совершении бракосочетания в доме жениха, а у амурских уплачивается постепенно. Договор о супружестве иногда совершается в то время, когда будущим супругам не более 8—9 лет. После родов женщина у приморских О. Считается нечистой. Во время родов и целый месяц после них она живет в отдельном балагане, который затем сжигается. О. По реке Хору тела покойников не зарывают в землю, а ставят гробы в двускатные балаганы из бересты, высотой 1,5—2 арш.

Кочевой образ жизни О. Обусловливается оленеводством и промыслами звериным и рыбным. Последние — главное их занятие. Рыба заготовляется впрок. Приморские О. Из кеты заготовляют юколу, для продовольствия людей и собак. При охоте, продолжающейся всю зиму, применяются лук, копье, вилка с зазубринами (для мелкого зверя), ружье и нож. Амурские О. В ноябре охотятся исключительно за белками. Пушнину амурские О. Сбывают русским торговцам в поселке Покровском и на Джалинде, приморские О. — китайцам. Амурские О. Делятся на три главных рода. Каждым родом управляет староста, избираемый сходом на 3 года и подчиняющийся тому станичному управлению, в районе которого кочует со своим родом. Староста объявляет административные распоряжения, следит за их исполнением, собирает ясак и служит низшей судебной инстанцией.

По переписи начала 1880-х гг., амурских О. Было 946 чел. (474 мжч. И 472 жнщ.). Ясачная подать определялась в 2 руб. 35 коп. В год с мужчины в возрасте 18—60 лет. Приморские О. Не образуют родовых общин, живут отдельными семьями, не знают другой власти, кроме отцовской, и не имеют понятия о повинностях. В 1882 г. Их было до 1170 д. Об. П. Название О. Стало известно русским только тогда, когда они познакомились с О., живущими по верховьям Амура. О. Забайкалья известны под официальным названием бродячих тунгусов. Их всего в 1894 г. Было 525 душ мужского пола, составлявших 8 родов, обитавших, большей частью, на берегах оз. Байкала, при впадении pp. Ангары и Кошеры. Место их осенней стоянки — пристань Дагары (она же селение Нижне-Ангарское), центр рыбопромышленности на С оз.

Байкала (всего до 25 юрт). По окончании рыбного промысла береговые О. Откочевывают на лодках в свои места по pp. Ангаре и Кигере, по берегам Байкала до Кабаньего мыса и р. Тыи и далее до р. Покойников, занимаясь рыбным и пушным промыслами. Горные О. (24 юрты, при 320 оленях) кочуют по вершинам рек, впадающих в Лену и Киренгу. В ноябре и апреле они выходят в м. Дошкочаны, для решения своих родовых дел, уплаты ясака и проч. На месте разветвления Ангары на протоки Ангару и Кошеру стоит выселок Ченча, при котором казенный магазин (другой — в Нижне-Ангарске) для отпуска О. Хлеба, пороха, свинца и кирпичного чая. На центральных местах зимней и летней стоянок забайкальские О. Строят деревянные амбары, для хранения ненужных по времени года вещей.

Около таких амбаров и располагаются юрты О. При передвижениях мужчины ходят на лыжах, женщины и старики ездят на оленях. Пища зимой — кирпичный чай с оленьим молоком, пресные хлебные лепешки, рыба (хариус, налим, осетр) и птица (гусь, глухарь). Забайкальский О. Хорошо выносит холод и часто спит на морозе, ничем не укрывшись. Сало, куски мяса и кедровые орехи — праздничное угощение О., подаваемое на деревяшках. Охотятся О. За медведями, изюбрами, козами, тарбаганами, выдрами, соболями, лисицами, россомахами, кабаргами и белками. Охота производится при помощи особой породы собак — лаек, среднего роста и преимущественно темного цвета. Соболя и лисицу стреляют из-под собаки, большого зверя ловят в ямы. Особенно выгодной считается охота за кабаргой, очень опасная, так как охотнику приходится карабкаться по обрывам скал.

Ум..

Значения в других словарях
Ороп

(Όρωπός) — в древности греч. Гавань, против Эретрии, на границе областей Беотии и Аттики. Обе эти области долгое время спорили из-за обладания местечком, пока афиняне не овладели им окончательно. Пристань О. Лежала к С от города, в устье р. Асопа. В окрестностях О. Находился оракул Амфиарая.. ..

Оросгаза

Или Орошгаза (мадьярск. Oroszhaza, Oroshaza) — селение в Бекешском комитате Венгрии. 19000 жителей, преимущественно мадьяр. Земледелие и виноградничество. Скотоводство (крупный рогатый скот, свиньи).. ..

Орочоны, орочены

(от тунгусского оро или орон — домашний олень) — народ тунгусского племени, сибирской ветви. Живут в сев.-вост. Части Амурской обл. — в верховьях Амура и по его притокам (Амазар, Урка, Ольдой), в Приморской обл. — в верховьях правых притоков Уссури (по Хору, Бикину и Иману с Ваком), по побережьям Татарского пролива и Сев. Японского моря. Кроме того, встречаются на С Забайкальской области, по бассейнам pp. Витима, Верхней Ангары и Шилии (о забайкальских О. См. Ниже), в Маньчжурии — по правому бер..

Орошение

Искусственное управление водами с целью снабжения почвы влагой там, где ее недостаток оказывает неблагоприятное влияние на растительность. В умеренном климате искусственно орошаются лишь огороды, сады и луга, гораздо реже поля. Но в жарких странах О. Составляет самый важный процесс земледельческих работ, а в сухих местах без него невозможна культура необходимых человеку растений. Поэтому О. Уже в древнейшие времена достигло степени искусства, на котором основано было благосостояние целых стран. ..

Дополнительный поиск Орочоны Орочоны

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Орочоны" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Орочоны, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 7 символа