Орфей

100

(Όρφεύς). — Имя О. Связано как с ранней историей греческой литературы. В которой он занимает место как мифический поэт фракийского происхождения, так и с историей греческой религии, в которой он является установителем особого вероучения и религиозных обрядов и учредителем секты, названной по его имени сектой орфиков. О. Считался сыном фракийского царя Эагра, бога реки, и музы Каллиопы. Жил в догомеровскую эпоху. Его лира издавала такие чудные звуки, что дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним. Деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать его дивную игру. Из мифологических сказаний об О. Особенным распространением пользовался миф о спуске певца в подземное царство за женой своей Евридикой ("Κατάβασις είς Αιδου" — стихотворение, приписывавшееся Геродику Перинескому, по другим Продику.

В римской литературе прекрасные поэтические изложения этой легенды у Виргилия, "Georgic.", 454—527, и у Овидия, "Metamorph.", X, 1—85). См. Евридика. Окончательно потеряв Евридику, О. Влачил жизнь в одиночестве, чуждаясь женщин или, по некоторым сказаниям, перенеся свою любовь на юношей. По сказаниям позднейших мифографов, О. Участвовал в экспедиции аргонавтов в Колхиду. При звуках его лиры море не шумело. Двигавшиеся симплегады остановились на месте, чтобы пропустить корабль Арго, и с тех пор остались прикованными на своих местах. Благодаря его игре был усыплен дракон, стороживший золотое руно в Колхиде, и выполнена трудная задача аргонавтов — достать это руно. По некоторым сказаниям, О. Был сыном Аполлона (Pind. Pyth.

IV, 176—177), его учеником и учредителем в честь его культа. По одним сказаниям, О. Умер от тоски по Евридике. Его могилу показывали в Пиерии, возле Пимплейского источника. Фракийцы рассказывали, что соловьи, свившие гнезда возле могилы О., пели приятнее и громче прочих соловьев. По другому сказанию, О. Был растерзан менадами или за непочтение к культу Вакха, или за ревность к памяти Евридики. Овидий рассказывает (Metam. XII, 1—66), что менады, убив О. Своими тирсами, растерзали его труп, раскидали части его по долине Гебра, а голову и лиру бросили в реку, которая вынесла останки певца в море и принесла к Лесбосу. Здесь, в Антиссе, был поставлен в память О. Жертвенник. Это сказание аллегорично изображает переход первоначальной фракийской поэзии на Лесбос в острова Эгейского моря.

Есть еще предание, вероятно сложенное орфиками, что О. Был убит молнией Зевса за то, что открыл людям священные таинства. В этом сказании слышится отклик мифа о Прометее. О. Является здесь создателем особой религии и провозвестником учения и мистерий Диониса. Продолжателями орфеевой поэзии во Фракии считались Филаммон, Фамирид, Евмолп и Музей. Как создатель секты орфиков и орфического учения, О. — эпоним мифического певца. Распространившийся в первых десятилетиях VI в. Тайный культ Диониса вызвал целую литературу, произведения которой составителями сборников при Писистрате были приписаны Орфею, получившему откровения от Диониса. Вера в действительное существование О., как автора этих произведений, глубоко укоренилась в секте орфиков.

Трезвое мнение Аристотеля, что О. Никогда не существовал, не могло поколебать этой веры. Поэт Ономакрит, живший в Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений, напр. Τελεταί (религиозные таинства) и τιτανογραφία, вероятно тождественного с θεογονία, и редактором орфического сборника. Одновременно с ним работали Орфей Кротонский и Зопир Гераклейский. Происхождение этих двух поэтов из Южной Италии, а также тот факт, что некоторые орфические стихотворения приписывались южноиталийским и сицилийским авторам (Κέρκωψ, Τιμοκλής, Νικίας, Ορφεύς, Κροτωνιάτης и др.), свидетельствуют о том, что орфическое учение было известно в конце VI в. В Южной Италии, где в это время господствовал пифагореизм. Взаимное влииние пифагореизма и орфизма несомненно, особенно в вопросе о переселении душ.

Вероятно Ономакрит воспользовался готовым учением секты, сложившимся в Италии, и перенес его в Афины (см.E. Rohde, "Psyche", стр. 400). Учение орфиков проводило обряды Дионисова культа в практическую жизнь, в связи с идеями душевного очищения, аскезы и освобождения от земной греховности. Оно представляло собой практическую мораль, с целым катехизисом правил и установлений. Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная по Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, причем утрачена вся целостность образов греческой религии. Орфические боги — скорее отвлеченные понятия. В орфической теогонии господствует тенденция привести политеизм к монотеизму или так назыв. Теокразии. Орфики признают лишь Зевса, Персефону и Диониса Загрея.

Это учение было выражено в орфической поэме Θεογονία, которую отождествляют с поэмой ίεροι λόγοι, в 24 рапсодиях. Содержание орфической космогонии и феогонии вкратце следующее. Праначало мира (χρόνος, Αίών) породило из себя хаос и эфир, от которых произошло мировое серебряное яйцо. Когда яйцо это лопнуло, из него появился перворожденный (πρωτογόνος) бог Φάνης, называвшийся еще Μήτις, Έρις, Ήρικαπατος, и заключавший в себе семя всех богов. Из половинок яйца образовались земля и небо. Φάνης был гермафродитом и имел головы и атрибуты различных животных. От него произошла Ехидна или Ночь, а от нее — Уран и Гея. Дальнейшая феогония идет по Гезиоду вплоть до Зевса. Когда Зевс овладел престолом, он поглотил Фанета, после чего, заключив в себе семена всех вещей, произвел всех богов последнего поколения и мир.

От Персефоны и Зевса родился Дионис Загрей, которому Зевс доверил управление миром. Титаны, враги Зевса, растерзали Загрея, принявшего, во время преследования ими, форму быка. Афина спасла сердце Загрея и принесла его к Зевсу, который поглотил его и вновь произвел на свет Диониса от Семелы, возродив в нем Загрея. Этиологически это сказание, признанное всеми орфиками, связано с обрядом растерзания быка в дионисовых ночных оргиях, существовавших во Фракии и перенесенных в Афины. В этом сказании выразилась идея, что единое, благодаря злому началу (титаны), раздроблено на множество вещей, но снова приведено к единому. Когда Дионис Загрей был возрожден к жизни, титаны были уничтожены и из праха их произведен человеческий род.

С этих пор начинается мировой период. Так как человек создан из злого начала, то, чтобы вернуться к богу, часть которого в нем все же живет, он должен очиститься и пройти целый ряд подвигов воздержания и очищения. Об обязанностях, целях и судьбе человека, ищущего очищения, и говорит, главным образом, орфическое учение. Душа человека, находясь в теле, испытывает рабство. Она пребывает в темнице, и чтобы выйти из нее, должна пройти длинный путь освобождения. Естественная смерть, перенося на время душу из царства жизни в подземное царство, освобождает ее лишь на время. Душе предстоит пройти еще долгий "круг необходимости", путем переселения в другие тела, чтобы, наконец, "освободиться от круга и вздохнуть от зла".

Это освобождение приносит О. И его вакхические посвящения. Средством освобождения является орфическая жизнь, полная аскетизма и воздержания от всего, что ведет к смерти и похоти тела. Временное существование по смерти проходит для посвященных (δσιοι) в обществе богов, за вечными пирами (συμπόσια όσίων, μεθη αίώνιος), между тем как непосвященные пребывают в грязи (βόρβορος), а презрители культа испытывают несказанные ужасы. Для неуспевших очиститься на земле, однако, есть еще возможность достигнуть очищения впоследствии, благодаря подвигам потомков, которые могут искупить грехи предков. По окончании этого временного заточения в подземном царстве душа поднимается к свету и входит в новое тело, чтобы продолжать путь освобождения.

В этих бесконечных переходах — наказание грешника. Если, наконец, душа очистилась, то она выходит из цепи земного бытия — а это, по учению орфиков, цель всей человеческой жизни. Бессмертная душа, очистившись от греха, должна победить смерть, а так как на земле — царство смерти, то чистой душе суждено переселиться в царство богов. На луну и звезды. Таково, в общих чертах, учение орфиков, заимствованное у фракийцев, среди которых, насколько позволяют судить отрывочные сведения, был распространен аскетизм. Посвященным возбранялось употреблять в пищу мясо, бобы, носить иные одежды кроме белых. Умерших обертывали в льняные покровы. Кровавые жертвы были исключены из культа. Литература орфиков получила особое распространение в III — IV вв.

По Р. Хр., когда язычество, борясь с христианством, черпало в ней для себя вдохновение и доказательства своей силы. До нас дошел сборник орфических поэм. Όρφικά или Τα είς Όρφέα άναφερόμενα. Сюда вошли, между прочим 1) мифолог. Эпопея Αργοναυτικά, в 1384 гексаметра, относящаяся к позднейшему времени греческой литературы, 2) Λιθικά — теургический эпос в 768 стих., в котором О. Рассказывает Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней, 3) Ύμνοι (числом 88) — литургические стихотворения, обращенные к различным божествам и олицетворенным силам природы. Остальные сочинения орфиков дошли до нас только в отрывках. Заглавия некоторых из них имеют особое значение. Так, напр., стихотворение κρατήρ (чаша) озаглавлено так для проведения мысли, что разнообразие вещей в единстве мира подобно смеси в чаше, куда наливается вода и вино.

В аллегорическом смысле даны также заглавия Πέπλος (одежда), δίκτυον (сеть). Орфические поэмы читались публично на рапсодических состязаниях, рядом с произведениями Гомера и Гезиода. Некоторые стихотворения употреблялись в качестве молитв на мистериях во Флиунте и Элевзине. Много занимались их исследованием и собиранием александрийские ученые.Литература. Hermann, "Orphica" (Лпц., 1805). Tyrwhitt, "Lithica" (Л., 1781). Mullach, "Fragm. Philos. Graec." (П., Didot, 1860, т. 1, 166). Abel, "Orphika et Procli hymn." (Прага, 1885). Его же, "Orphei Lithica" (1881). Lobeck, "Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum Causis" (Кенигсб., 1829. Капитальное сочинение). Schuster, "De veteris Orphicae theogoniae indole atque origine" (Лпц., 1869).

Büchsenschütz, "De hymnis Orphicis" (дисс. 1851). Cron, "De Orpheo" (1839). Goettling, "De Ericapaeo Orphicorum numine" (Иена, 1862). Kern, "De Orphei, Epimeinidis, Pherecydis theogoniis quaestiones criticae" (Б., 1888). Luebbert, "De Pindaro theologiae Orphicae censore" (1888). Susemihl, "De Theogoniae Orphicae forma antiquissima" (1890). Riese, "Orpheus etc." ("Neue Jahrhucher für Philologie", 4 вып., т. CXV). Zeller, "Die Philosophie der Griechen" (1892, т. I). Rohde, "Psyche, Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen" (Фрейбург, 1890—94, стр. 395—428). Christ, "Geschichte der Griechischen litieratur" (Мюнхен, 1890). Croiset, "Histoire de la littérature Grecque" (т. II, стр. 446—454). Kuhnert, "Orpheus in der Unterwelt" ("Philol." LIV, 2 р., 193—204).

Maass, "Orpheus, Untersuchungen zur Griechischen, Römischen, Altchristlichen Jenseitsdichtung u. Religion" (Мюнх., 1895). Holwerda, "De theogonia Orphica" ("Mnemosyne", XXII). Martigny, "La presentation d'Orphée sur le monuments chrétiens" (П., 1875).Н. О..

Значения в других словарях
Орутин Граций

(Ortuin Gratius, собств. De Graes, 1481—1542) — противник гуманистов. Учился в кельнском университете, где сделался magister anium, потом профессором философии. О. Сначала примкнул к новому движению, но вскоре стал в оппозицию младшему поколению гуманистов и напал на Рейхлина в своих латинских стихотворениях. Знаменитым "Episiolae obscurorum virorum" он противопоставил "Lamentationes obscurorum virorum" (анонимно, 1518), не достигнув в них, однако, остроумия противников. Самый значительный труд ..

Орфанов

(Михаил Иванович) — беллетрист-народник, писавший под псевдонимом Мишла. Кавказский уроженец, воспитанник СПб. Унив. Долго служил следователем в Сибири. Результатом его наблюдений явился ряд рассказов, вышедших отдельной книгой. "В дали" (1883). Книга, эта, снабженная предисловием С. Максимова, имела большой успех. Умер О. В 1884 г., на 37 году от роду.. ..

Орфеон

(Orphéon) — общепринятое во Франции название мужских хоровых обществ. Теперь во Франции около 1500 О., с более чем 60000 членов (orphéonistes). Несколько музыкальных газет посвящены этим. Обществам, совокупность которых также именуется О.. ..

Орфики

В древней Греции — см. Орфей.. ..

Дополнительный поиск Орфей Орфей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Орфей" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Орфей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 5 символа