Отрицание

79

Логический акт, противоположный утверждению. Цель мыслительной деятельности — познание истины — заключается, в образовании таких утвердительных суждений, в которых отражалась бы связь и строение реальности. Но достижение этой цели возможно только благодаря участию в мышлении О. Отрицание так тесно связано с утверждением, что всякое О. Заключает в себе неопределенное утверждение, а во всяком утверждении заключен целый ряд О. Путем О. Можно достигнуть совершенно точно определенного утвердительного суждения в том случае, ежели все возможные решения какого-либо вопроса известны, и относительно всех их, за исключением одного, может быть показано, что они не соответствуют действительности. В таком случае получится вполне доказанное утверждение, что остающееся решение и есть истинное.

Закон исключенного третьего гласит, что из двух противоречащих суждений, т. Е. Двух суждений различных по качеству и количеству, но одинаковых по содержанию, одно непременно должно быть истинным, а другое ложным. Таким образом, между утвердительным и отрицательным суждением одинакового содержания, но различного количества и качества, полагается полное различие, полная непримиримость. Однако, не должно думать, что между утверждением и О. Нет посредствующих звеньев, по крайней в сфере психологической. Целый ряд психических состояний, занимающих посредствующее положение между уверенностью в существовании или отсутствии какого-либо факта, выражается соответственными суждениями, различной логической ценности. Напр.

Состояния неполной уверенности, различной степени вероятности, сомнения, допущения возможности нескольких решений известного вопроса находят себе выражение в суждениях условных и разделительных, отличающихся от категорических тем, что в них можно указать некоторый элемент О. По существу всякое О. Есть ничто иное, как утверждение небытия, отсутствия чего бы то ни было. Поэтому оно должно выражаться в суждении, а так как нерв суждения заключается в связке (есть, не-есть), то О. Должно заключаться в связке или глагольной форме (сказуемом), заменяющей связку. Однако, есть суждения, в которых О., по-видимому, находится в подлежащем (определяемом) или же в дополнении (напр. Не он зовет меня. Он зовет не меня) — но в этих случаях мы имеем дело с суждениями, имеющими лишь форму отрицательных, а по существу представляющие утвердительные суждения неопределенного содержания.

Эти суждения могут быть, без ущерба для выраженной в них мысли, преобразованы в утвердительные суждения. Подобно тому, как некоторые суждения только по форме отрицательные, в действительности же выражают собой лишь утверждение неопределенного вида, так и некоторые понятия, несмотря на отрицательную форму, указывающую на историю возникновения понятия, имеют положительное содержание. Напр. В понятии неорганического мыслится не только отсутствие жизни, но и положительное содержание. Форма этого понятия указывает лишь на то, что оно возникло путем сравнения с организмом, благодаря которому найден признак, отсутствующий в неорганическом мире. Часто, однако, действительно отрицательное понятие замещает собой положительное.

Им пользуются как принципом объяснения реальных явлений, забывая его отрицательный характер, и таким образом впадают в ошибки. Напр. В понятии бессознательного мыслится только отсутствие сознания. Тем не менее, некоторые психологи пользуются бессознательным, как принципом объяснения явлений, а Гартман сделал это понятие даже основой своей философской системы. В некоторых случаях отсутствие какого-либо условия принимают за действующую причину (напр. Отсутствие ухода за больным считают причиной его смерти и т. Д.). Такая ошибка легко устранима. Понятия однородного содержания, но представляющие как бы два противоположных полюса, часто выражаются одно — утвердительным, другое — соответственным отрицательным, причем второе иногда и считается отрицательным, тогда как в действительности оно обозначает столь же реальное явление (например, счастье и несчастье, добро и зло и т.

Д.). Насколько произвольно это обозначение, видно из того, что Шопенгауэр старался в сфере нравственных явлений придать положительному понятию значение отрицательного, и наоборот. Он полагал, что наслаждение есть только отсутствие страданий и обозначает собой, таким образом, отрицательное понятие (психологически это, несомненно, ошибочно). О. В философских системах играло весьма разнообразную роль. Гераклит, напр., видел в О., в борьбе сущность бытия. Такое же важное значение имеет О. И в диалектическом развитии понятий, ибо благодаря ему одно понятие переходит в ему противоположное (бытие — в небытие). Самый процесс О., будучи объективирован, дает понятие небытия, роль и значение которого в философских системах чрезвычайно разнообразны.

Демокрит, напр., считает небытие столь же реальным, как и бытие, подразумевая под небытием пустое пространство, нереальность которого была впоследствии показана Декартом. Платон называет не существующим (ούκόν) мир явлений, в отличие от реально существующих идей. В этом случае понятие небытия обозначает собой лишь низшую степень реальности — видимость, имеющую свое местопребывание лишь в сознании человека, а не в объективном мире. Для Канта, наоборот, мир действительного бытия, мир предметов самих по себе, представляет собой как бы небытие или низшую степень бытия, ибо о нем мы можем сказать только, что он существует, но знать о нем ничего более не можем.Э. Р..

Значения в других словарях
Отреченные книги

Иначе сокровенные, апокрифы (см.) — появились в русской письменности почти одновременно с книгами каноническими. Они дополняли и уясняли многие библейские рассказы и отвечали на возникавшие при чтении Библии вопросы, вследствие чего была очень популярны у нас, как у греков и южных славян, откуда они перешли к нам. Уже в начальной летописи, в изложении проповеди греческого философа перед кн. Владимиром св., находится ряд апокрифических подробностей, взятых из Палеи (см.), заменявшей нашим предкам..

Отрешение от должности

По действующему уложению одно из особенных наказаний, т. Е. Таких, которые применяются только к лицам, состоящим на государственной или общественной службе, за преступления и проступки по службе. Оно состоит в лишении права, в течение трех лет со дня О., поступать снова на службу (ст. 67). Срочностью лишения права на службу О. Отличается от исключения из службы (см.). По военно-уголов. Закон. (ст. 46 воинск. Уст.) О. От должности не влечет никаких ограничений прав по службе и состоит лишь в том,..

Отрицательные величины и количества

См. Положительные величины.. ..

Отроки

Младшие члены дружины в древней Руси, по преимуществу, дворовые слуги князя, в противоположность "детским", боевым членам дружины. Они служили за столом князя и гостям его, убирали вещи по княжему приказу и, вообще, исполняли разные его поручения. Были свои О. У бояр и митрополитов.. ..

Дополнительный поиск Отрицание Отрицание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Отрицание" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Отрицание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 9 символа