Паисий Лигарид
(1610—78) митрополит газский. Родился на о-ве Хиосе. В 1623 г. Отправлен в Рим, где получил образование в греческой коллегии. Окончил курс в 1635 г. Со степенью доктора богословия. В это время Папой был Урбан VIII, который был очень заинтересован распространением католицизма на Востоке. Еще во время своего пребывания в Риме П. Издал две книги в интересах латинства. Произведения Аркудия и Родина, двух миссионеров латинства в Польше и Греции. В 1641 г. П. Был отправлен на Восток, но уже в 1644 г. Должен был уехать из Константинополя, так как на патриарший престол взошел Парфений II, энергически боровшийся с иезуитским влиянием на Востоке. П. Отправился в Молдавию, где был на службе у тарговицкого митрополита Стефана и учителем ясского придворного училища.
Кроме того занимался приготовлением к изданию на румынском языке Кормчей книги. Отсюда он уехал в Иерусалим, с иерусалимским патриархом Паисием, который прибыл сюда проездом из Москвы. В 1651 г. Посвящен в Иерусалиме в монахи, а в 1652 г. В митрополита газского, но в свою митрополию П. Так и не появлялся. В 1657 г. Он жил опять в Валахии, где принимает участие в дворцовых заговорах. Тут застает его предложение патриарха Никона приехать в Россию и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но только в 1662 г. П. Прибыл в Россию в самый разгар распри между Алексеем Михайловичем и Никоном. П. Принял сторону царя и бояр — врагов патриарха. К нему обратился боярин Стрешнев с тридцатью вопросами, в которых изложил поведение Никона и спрашивал у П.
Ответа. П. Ответил полным осуждением Никона. Подлинное заглавие его ответа. "Отписка боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу митрополита газского П. На тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патриарха Московского в 171 г.". П. Приобрел влияние на царя, благодаря своей учености. Он первый посоветовал царю пригласить восточных патриархов для суда над Никоном. Сам же он не принимал явного участия в соборе, хотя был приглашен патриархами к тайному совещанию. Своим влиянием П. Пользовался для выпрашивания у царя подачек, ходатайствовал за своих соотечественников и даже сам занимался торговлей. Все это время П. Незаконно пользовался титулом митрополита, так как давно уже был лишен кафедры и даже проклят, как еретик, патриархами константинопольским и иерусалимским за написанную им книгу о подвижниках и патриархах, в которой выступил в защиту папской власти.
Известие об этом пришло в Москву в 1668 г., но не испортило отношений между П. И Алексеем Михайловичем. Напротив, последний ходатайствовал о прощении П. Перед патриархом иерусалимским Нектарием, который исполнил просьбу царя и прислал разрешительную грамоту. Умер П. В Киеве, потеряв всякое влияние в Москве. Ученик иезуитов, П., по некоторым известиям, даже был посвящен в Риме в священнический сан и получал от Папы ежегодное содержание, что не мешало ему в Москве притворяться православным. Вообще это был человек равнодушный к вере и нравственности, искавший только внешних отличий и материальных благ. Ему принадлежит еще изъяснение божественной литургии, написанное в духе латинства историческое сочинение о патриаршествовавших в Иерусалиме, история о-ва Хиоса и история осуждения патриарха Никона, вошедшая в третий том книги Palmer'a.
"The patriarch and the tsar". Cp. Каптерев, "Характер отношений России к православному Востоку" (М., 1885). Статья Лавровского в "Христианским Чтении", 1889 г., № № 11, 12. Горский, "П. Лигарид до приезда в Россию". Legrand, "Bibliographie Hellenique" (т. IV, 1896).А. Г. К..
Дополнительный поиск Паисий Лигарид
На нашем сайте Вы найдете значение "Паисий Лигарид" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Паисий Лигарид, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 14 символа