Паисий Лигарид

91

(1610—78) митрополит газский. Родился на о-ве Хиосе. В 1623 г. Отправлен в Рим, где получил образование в греческой коллегии. Окончил курс в 1635 г. Со степенью доктора богословия. В это время Папой был Урбан VIII, который был очень заинтересован распространением католицизма на Востоке. Еще во время своего пребывания в Риме П. Издал две книги в интересах латинства. Произведения Аркудия и Родина, двух миссионеров латинства в Польше и Греции. В 1641 г. П. Был отправлен на Восток, но уже в 1644 г. Должен был уехать из Константинополя, так как на патриарший престол взошел Парфений II, энергически боровшийся с иезуитским влиянием на Востоке. П. Отправился в Молдавию, где был на службе у тарговицкого митрополита Стефана и учителем ясского придворного училища.

Кроме того занимался приготовлением к изданию на румынском языке Кормчей книги. Отсюда он уехал в Иерусалим, с иерусалимским патриархом Паисием, который прибыл сюда проездом из Москвы. В 1651 г. Посвящен в Иерусалиме в монахи, а в 1652 г. В митрополита газского, но в свою митрополию П. Так и не появлялся. В 1657 г. Он жил опять в Валахии, где принимает участие в дворцовых заговорах. Тут застает его предложение патриарха Никона приехать в Россию и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но только в 1662 г. П. Прибыл в Россию в самый разгар распри между Алексеем Михайловичем и Никоном. П. Принял сторону царя и бояр — врагов патриарха. К нему обратился боярин Стрешнев с тридцатью вопросами, в которых изложил поведение Никона и спрашивал у П.

Ответа. П. Ответил полным осуждением Никона. Подлинное заглавие его ответа. "Отписка боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу митрополита газского П. На тридесять вопросов ответы новых обычаев Никоновых, бывшего патриарха Московского в 171 г.". П. Приобрел влияние на царя, благодаря своей учености. Он первый посоветовал царю пригласить восточных патриархов для суда над Никоном. Сам же он не принимал явного участия в соборе, хотя был приглашен патриархами к тайному совещанию. Своим влиянием П. Пользовался для выпрашивания у царя подачек, ходатайствовал за своих соотечественников и даже сам занимался торговлей. Все это время П. Незаконно пользовался титулом митрополита, так как давно уже был лишен кафедры и даже проклят, как еретик, патриархами константинопольским и иерусалимским за написанную им книгу о подвижниках и патриархах, в которой выступил в защиту папской власти.

Известие об этом пришло в Москву в 1668 г., но не испортило отношений между П. И Алексеем Михайловичем. Напротив, последний ходатайствовал о прощении П. Перед патриархом иерусалимским Нектарием, который исполнил просьбу царя и прислал разрешительную грамоту. Умер П. В Киеве, потеряв всякое влияние в Москве. Ученик иезуитов, П., по некоторым известиям, даже был посвящен в Риме в священнический сан и получал от Папы ежегодное содержание, что не мешало ему в Москве притворяться православным. Вообще это был человек равнодушный к вере и нравственности, искавший только внешних отличий и материальных благ. Ему принадлежит еще изъяснение божественной литургии, написанное в духе латинства историческое сочинение о патриаршествовавших в Иерусалиме, история о-ва Хиоса и история осуждения патриарха Никона, вошедшая в третий том книги Palmer'a.

"The patriarch and the tsar". Cp. Каптерев, "Характер отношений России к православному Востоку" (М., 1885). Статья Лавровского в "Христианским Чтении", 1889 г., № № 11, 12. Горский, "П. Лигарид до приезда в Россию". Legrand, "Bibliographie Hellenique" (т. IV, 1896).А. Г. К..

Значения в других словарях
Паисий Величковский

(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молдавии, оттуда — в скит Киркул, отличавшийся особенной строгостью жизни монахов. Отсюда переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии, тогдашнего константинопольского патриарха. В 1763 г. П. С 64 монахами переселился в Валахию по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни, ..

Паисий игумен галичской Успенской обители

— преподобный, игумен галичской Успенской обители. Был свидетелем междоусобных распрей князя Юрия Галичского и сыновей его с вел. Князем Василием II Темным. По кончине князя Дмитрия Красного (1440 г.). П. Проводил тело его в Москву и по завещанию усопшего принес вел. Князю икону Богоматери, списанную с чудотворной Овиновской. П. Скончался в 1460 г. Память 23 мая.. ..

Паисий Самоковский

Писатель и деятель болгарского возрождения, автор сочинения "История славенобългарская о народах и царех и святых българских, и о всех деяниях българских", с появления которого начинается болгарское национальное движение. П. Родился около 1720 года в самоковской епархии, в окрестностях старого Рыльского монастыря, был монахом Хиландарского монастыря на Афоне, где исполнял должность проигумена. Пребывание в Хиландаре сербского историка Раича (1758) и его историографические труды побудили молодого..

Паисий святые православной церкви

1) препод., в миpе Павел Гавренев. На 11 году пострижен был препод. Макарием Калязинским в иночество. П. Основал по просьбе угличского князя Андрея Васильевича в Угличе Покровский м-рь, в котором был первым игуменом. Скончался П. На 107 г. Своей жизни, в 1504 г. Память 6 июня. 2) препод. Отец печерский, жил в XIV в. Память 28 августа.. ..

Дополнительный поиск Паисий Лигарид Паисий Лигарид

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Паисий Лигарид" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Паисий Лигарид, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа