Пантеизм

110

Учение, отождествляющее в известном отношении Бога с миром. На это указывает само название, происходящее от греческого τό πάν — все и ό θεός — Бог. В основе этого учения находится проблема об отношении единства к множественности, бесконечного к конечному, с которой приходится иметь дело всякой философи. В множественном и конечном мире явлений есть элементы, которые с необходимостью указывают на единство и бесконечность. Единство системы не есть только субъективное требование ума. Но обусловлено в объективной связи всех явлений между собой. Идея бесконечности сама собой напрашивается при рассмотрении конечных предметов, прежде всего — в форме безграничного пространства и бесконечного времени. Примирение этих двух противоречащих принципов и составляет задачу П.

Само примирение может быть весьма разнообразным, но в общем можно различить две главных тенденции. Первая заставляет исчезнуть конечное и многообразное в бесконечном единстве божественного бытия, второе направление, напротив, заставляет бесконечное единство разлиться в конечном многообразии явлений. Из этого видно, что П. Имеет некоторое сходство с двумя столь противоположными направлениями, как религиозный мистицизм и, с другой стороны, материализм, между которыми П. И ищет примирения. Не все пантеисты отожествляют Бога с миром. Они согласны принять формулу. Мир есть Бог, но не обратную. Бог есть мир, ибо понятие Бога — более богатое и обширное, заключающее в себе мир, но понятием мира не исчерпывается содержание Бога.Мы здесь лишь перечислим пантеистические системы, не вдаваясь в их изложение (см.

Статьи трактующие об отдельных системах). Истинная родина П. — Индия. Две главных индийских системы, Веданта и Санкия, одинаково проникнуты П., причем первая имеет большую склонность к мистицизму, вторая — к материализму. В Греции первой пантеистической школой были элеаты, но в общем следует сказать, что рационализм греков не был настоящей почвой для развития П., который в полном расцвете появляется только в период упадка греческой философии, а именно у стоиков и в особенности в александрийской философии, в которой восточные элементы играют столь значительную роль. В этом отношении особенно замечателен Плотин. В гностицизме легко заметить ту же пантеистическую струю. Первая крупная пантеистическая система на христианской почве принадлежит Иоанну Скоту Эригене.

Сочинение его. "De divisione naturæ" появилось ок. 865 г. И служило впоследствии источником, из которого черпали многие философы. В эпоху Возрождения П. Получает большое распространение. Главный представитель его — Джордано Бруно. В XVII в. Главными представителями П. Были Спиноза и (отчасти) Мальбранш (ум. В 1715 г.). Немецкая философия после Канта развилась под сильным влиянием Спинозы и вся, в известном смысле, может быть названа пантеистической, в особенности Шеллинг и Гегель. Разница немецкого П. От П. Спинозы состоит в том, что второй определял Бога как субстанцию, первый же — как субъект. Этим немецкие философы желают избежать упрека в материализме, в отождествлении Бога с миром.П. Имеет сильные и слабые стороны. Он как нельзя более идет навстречу потребности человека в объяснении явлений из одного принципа, притом принципа не случайного, не мертвого, а содержащего в себе жизнь и разумность.

Он старается избежать двух одинаково, хотя и по разным причинам неудовлетворительных мировоззрений — дуализма и материализма. В этом заключается великая привлекательность всякой пантеистической системы, в особенности — если она сумеет понять идею Бога, хотя бы в форме учения о транцендентном сознании. Но нельзя не видеть и слабых сторон П., или, по крайней мере, трудностей на пути пантеистического объяснения. Впрочем, некоторые из них вовсе не специально принадлежат П. Так, напр., одно из обыкновенных возражений против П. Заключается в невозможности объяснить с этой точки зрения свободу воли. Но разве нельзя почти того же самого сказать и о всякой другой системе. Наиболее глубокое объяснение свободы мы находим именно у пантеиста Шеллинга (в его трактате о свободе воли).

Некоторые возражения против П. И пантеистов вызваны тем двойственным положением, которое они занимают. Например Спинозу (как и стоиков) упрекали и упрекают в материализме, который действительно можно найти при одностороннем толковании его системы. В этом смысле Шопенгауер называет П. "вежливой формой атеизма" и считает П. Понятием, заключающим в себе противоречие — но он же признает и значение учения έν και πάν. В известном отношении П. Грешит тем, что дает лишь номинальное определение. Прибавляя к миру идею Бога, он прибавляет лишь слово, нечто неизвестное, ибо Бог пантеистов вел не есть Бог положительной религии. Он лишен тех определений, которые обыкновенно придаются Богу в положительной религии. Мир остается загадочным, назову ли я его Богом или нет.

Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в невозможности для нее построить нравственную систему. Добро и зло оказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано божественная природа. Для нравственных предписаний с пантеистической точки зрения трудно найти почву. Остальные недостатки, которые обыкновенно указывают в П., имеют меньшее значение. Напр. Сессэ указывает на то, что с точки зрения П. Непонятно возникновение конечного, возникновение нашего "я", но эта трудность не составляет специфической особенности П. Ср. Goschler, "Du Panthéisme" (Пар., 1840). Jeannel, "Des doctrines qui tendent au pantheisme" (1846). E. Saisset, "Essai de philosophie religieuse" (Париж, 1862). Jäsche, "Der Panteismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, seinem Ursprung und Fortgang etc." (Б., 1826).

Blumröder, "Ueber die verschiedenen Formen in welchen d. Pantheismus in neuerer Zeit aufgetreten ist" (1832). Schuler, "Der P." (Вюрц., 1884).Э. Р..

Значения в других словарях
Панталоне

1) — один из самых любимых типов народной, устной итальянской комедии и фарса. Как вообще нар. Комедия в Италии была наследницей искусства древнеримских "ателланов", так, в частности, П. — латинск. Pappus в новом освещении. Чисто народный театр передал затем этот тип более обработанной комедии. 2) Один из 4-х главных персонажей так наз. "commedia dell'arte" (XV,824). Первый ввел эту "маску" драматург Ruzzante в XVI в. П. Стали изображать в виде старого купца из Венеции, скупого, трусливого, част..

Пантано Эдоардо

(Pantano) — итальянский политический деятель. Род. В 1843 г. В 1862 и 1867 гг. Участвовал в легионе Гарибальди. С 1886 г. Депутат, в конце 1890-х гг. И в начале 1900-х гг. Лидер республиканцев (вместе с Барцилаи). В 1899—1900 г. Руководил парламентской обструкцией во время обсуждения проекта реакционного закона о печати и собраниях.В. В. — в.. ..

Пантелеев Лонгин Феодорович

(род. В 1840 г.) — издатель целого ряда серьезных сочинений научного характера. В начале 60-х годов учился в СПб. Унив. И за участие в студенческих беспорядках был исключен из университета. В 1864 г. Был арестован по прикосновенности к политическому процессу и в 1865 г. Приговорен к ссылке в каторжные работы на 6 лет. Вернувшись в СПб. В 1876 г., пометил несколько рассказов из сибирской жизни в "Отеч. Записках" и "Вост. Обозрении". Статьи публицистического характера помещал в "Русских Ведомостях..

Пантелеевы

Дворянские роды. Один из них восходит к концу XV в. Терентий П. Был думным дьяком в ближней царской думе (1588). Петр Михайлович П. Был генерал-кригскомиссаром (1766). Николай Николаевич (1814—1874), штабс-ротмистр кавалергардского полка, оставил по духовному завещанию миллион рублей на выкуп крестьянских наделов Порховского уезда. Этот род П. Внесен в VI часть родословной книги СПб. Губ. (Гербовник II, 64). Другой род П. Происходит от Степана Васильевича П., получившего от Лжедимитрия грамоту н..

Дополнительный поиск Пантеизм Пантеизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пантеизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пантеизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа