Пантомима

84

Театральн. Представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. Драмах, но, как исключительно мимическое представление, П. Впервые появились в Риме при Августе, в царствование которого жили знаменитые П. Батилл (см.) и Пилад (см.), которых считают основателями римской П. Древняя П. Существенно отличалась от нашей тем, что в ней мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили на сцену в масках. Различные оттенки роли, поэтому, сводились исключительно к мимике тела, что привело пантомимов к необходимости выражать многообразие душевных движений условными знаками, которые зрителям были хорошо известны. Несмотря на такую ограниченность сценических средств, римские П.

Умели свою игру доводить до высокой степени выразительности. Частного быта римская П. Не касалась. Леда, Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки — вот сюжеты П. Для каждой П. Составлялось особое либретто, для руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян носивших название кантиков (cantica). Под эти кантики, которые исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела П. Первенствующее место на римской сцене. Успеху римских П. Не мало способствовал и их чувственный, развратный характер. В П. Все возбуждало в зрителях животную чувственность некоторые писатели приписывали господство разврата в Риме в период империи именно влиянию П.

Вернее, однако, думать, что П. Были только отражением римской жизни. Сюжеты П. Всегда касаются чувственной любви. Для возбуждения чувственности актеры прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн П. Еще увеличивается с III в. До Р. Хр. Участием в них женщин (pantomimae), появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В П. На римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что названия гетера и танцовщица были однозначущи. Любовь к П. Перешла и на исполнителей. Любимые пантомимы шествовали по улице как триумфаторы, сопровождаемые огромной толпой. Запрещение Тиберия оказывать пантомимам почести соблюдалось недолго. Уже Сенека называет римскую молодежь своего времени лакеями пантомимов.

Заводить с пантомимами знакомство считали для себя за честь и удовольствие даже сенаторы. Пантомимы — всегда любимцы римских дам. Им покровительствует Август, не особенно их стесняет и Тиберий, вообще не любивший актеров. Калигула не скрывает своей привязанности к пантомиму Мнестеру, которому публично оказывал самые неприличные знаки внимания. При Нероне, который сам выступал в П., страсть к ним не знает пределов. Тит не любил игры пантомимов, при Домициане они опять в большом почете. Траян всеми мерами старается ограничить страсть римлян к П. При Антонине П. Опять в большом ходу. Позднейшие христианские императоры снисходительно смотрят на представления П., в которых цинизм растет с каждым поколением. В царствование Юстиниана в П.

Отличается бесстыдная Феодора. Единственное ограничение, которое установил Юстиниан — это запрещение воздвигать пантомимам статуи на площадях подле статуй кесарей. Кроме Батилла и Пилада известны из пантомимов ученик Пилада, Гилас, затем Мнестер и Парис, один из приближенных Нерона (см. Парис). К самому позднему периоду римской империи относятся П. Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало драматическое искусство, пали и П. В средние века они еще сохраняются, но грубость актеров мешает их развитию. Развитие так называемого балета-пантомимы новейшего времени не могло идти вперед до половины XVIII в., пока актеры продолжали выходить на сцену в масках. В это время балет-П. Начинает вытеснять оперу-балет, сцены пения постепенно заменяются жестами мимов.

Ввел П. В балет впервые известный хореграф Новерр (см.), своим балетом "Médée et Jason". Новерровский балет не был, однако, мимической драмой древних. У Новерра мимика подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. П. Встречается не только в балете, но и в опере, напр. Сцена Эльзы в первом действии "Лоэнгрина", Вагнера. Для старинной П. Брали сюжеты весьма сложные. Напр. Новерр пользовался сюжетом "Семирамиды" Вольтера, Галеоти — "Макбета" и "Ромео и Джульеты". Подобного рода П. Имели до 5 актов.Ум..

Значения в других словарях
Пантограф

Прибор для перечерчивания фигур в другом масштабе. Простейший, но совершенно непрактичный П., может быть устроен из резинового шнура, у которого точка О закреплена, в точке а укреплен карандаш, а в А штифт, которым ведут по контуру перечерчиваемой фигуры. Если, взявшись за свободный конец шнура, вести штифт по контуру, вытягивая сколько нужно шнур, то и карандаш а будет следовать за этим движением и притом так, что отношение расстояний АО и аО будет оставаться постоянным и линия АаО прямой, пото..

Пантограф*

— прибор для перечерчивания фигур в другом масштабе. Простейший, но совершенно непрактичный П., может быть устроен из резинового шнура, у которого точка О закреплена, в точке а укреплен карандаш, а в А штифт, которым ведут по контуру перечерчиваемой фигуры. Если, взявшись за свободный конец шнура, вести штифт по контуру, вытягивая сколько нужно шнур, то и карандаш а будет следовать за этим движением и притом так, что отношение расстояний АО и аО будет оставаться постоянным и линия АаО прямой, по..

Пантоподы

(Pantopoda s. Pycnogonida) — класс в типе суставчатоногих. Тело удлиненное или в виде кружка, состоит из трех отделов. Рыльца, туловища и брюшка. Рыльце цилиндрическое, толще и нередко длиннее остального тела, с ротовым отверстием, ограниченным тремя губами, верхней и двумя нижнебоковыми, и расположенным на переднем конце рыльца. Туловище состоит из 6 сегментов, из которых три передних обыкновенно слиты. Типически оно снабжено 7 парами конечностей. Первая пара расположена сверху туловища у основ..

Пантусов Н. Н.

Современный ориенталист, издал несколько ценных исследований по истории среднеазиатских областей. Фергана, по "Запискам султана Бабера ("Записки Имп. Географич. Общества", 1875). "Тарихи Шахрохи. История владетелей Ферганы. Сочинение муллы Ниязи Мухаммед бен Ашур Мухаммед, Хокандца" (Казань, 1885). "Древности Средней Азии. I. Китайский победный памятник на горе Гедынь-Шань. II. Каменный Бурхан в Токмакском уезде Семиреченской области" (Казань, 1897).. ..

Дополнительный поиск Пантомима Пантомима

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пантомима" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пантомима, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа