Пастырское богословие

69

(Theologia pastoralis) — учение о нравственных качествах и об обязанностях пастыря церкви. И необходимые личные свойства священника, и его обязанности в существенных чертах указаны еще в Св. Писании (особенно в так называемых П. Посланиях апостола Павла), а затем — в ряде наставлений и правил, установленных вселенскими и поместными соборами. Из отцов церкви многие дают рассуждения о качествах и обязанностях священника. Таковы, например, сочинения Григория Богослова — "Слово защитительное о своем бегстве в Понт", св. Амвросия Медиоланского — "De officjis ministrorum", св. Златоуста — "Слова о священстве", блаж. Иеронима — "De vita clericorum", Григория Двоеслова — "De cura pastorali". Высшие иерархи часто при первом вступлении своем на святительскую кафедру, имели обычай обращаться к своим паствам с словом, в котором излагали обязанности пастырей (таковы, напр., "послания" и "слова" древнерусских митрополитов и патриархов "к попам").

Начало систематизации учения о пастырстве относится ко времени от Карла Великого до XI в. Включительно. Церковные постановления относительно пастырей в это и последующее время вызывались, между прочим. И тем, что в средние века церковные должности, особенно высшие — епископа и аббата, по воле светской власти, занимались (ради почестей и синекур), лицами светскими, отличавшимися чисто мирским образом жизни. Замечательнейшее сочинение по П. Богословию за это время — "De institutione clericoruin", Рабана Мавра. В предреформационный период на Западе уже существовала в школьных курсах Theologia pastoralis. В позднейшее время обычный состав П. Богословия таков. Сначала трактуется о естественных основаниях пастырского служения, о его всеобщности и о божественном установлении его в христианстве, затем о личности священника — каков он должен быть по своим качествам.

Дальше следуют три отдела наставлений пастырю относительно священнослужения, проповеди и пастырского попечения о душах пасомых. Некоторые отделы П. Богословия являются лишь интерпретацией учения о священстве, излагаемого в догматике, другие близко соприкасаются с литургикой и гомилетикой. Вообще П. Богословие в значительной степени имеет характер эклектический. Существование его в этом виде объясняется желанием в связном виде изложить учение о священнике, разбросанное в других частях богословия. С 1867 г. В России П. Богословие в духовных семинариях заменено курсом "Практического руководства для пастырей церкви", в который входят лишь данные литургические и церковно-канонические, относящиеся к деятельности священника, извлеченные из первоисточников и не оставляющие место субъективизму автора.

В католичестве, где деятельность священника регламентирована до мельчайших подробностей, объем П. Богословия разрастается, в протестантстве, отрицающем благодать священства — сокращается.В русских духовно-учебных заведениях прошлых столетний П. Богословие компилировалось по латинским образцам (см. Аскоченского, "Киев с его Академией", историю "Киевской академии" Макария Булгакова и С. Голубева, историю "Московской духовной академии" С. Смирнова) или самобытно комбинировалось на основании библейских и святоотеческих данных. В позднейшее время были распространены в России. Schenkl, "Theologia pastoralis" (1815). Т. J. Powondrae, "Systema theologiae pastoralis" (1818), "Sacerdos cbristianus", Abelli (1828). Sailer, "Vorlesungen aus der Pastoral-theologie" (1820), Hoppin, "Pastoral theology" (1884).

На рус. Яз., кроме книги "О должностях пресвитеров приходских" преосв. Парфения, рекомендуемой св. Синодом русским священникам, и "Писем о должностях священного сана", Стурдзы (М., 1843), известны. "П. Богословие", архим. Антония (Амфитеатрова) (Киев, 1854). "П. Богословие", архим. Кирилла (СПб., 1857). "П. Богословие", на основании Св. Писания и св. Отцов, И. Гуталевича (Львов, 1861). "Памятная книжка для священника или размышление о священнических обязанностях" (М., 1860). Прот. Евг. Попова, "Письма по П. Богословию" (Пермь, 1874). Архим. Иакова, "Пастырь в отношении к себе и пастве" (СПб., 1880). Проф. В. Ф. Певницкий, "Священник — приготовление к священству и жизнь священника" (Киев, 1888) и "Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан" (1891).

Покровский, "Духовный пастырь по слову Божию и по учению отцов церкви" (Тула, 1887—1892). Грамачевский, "Практические задачи деятельности православного сельского священника" (1890). Есть и специальный журнал — "Руководство для сельских пастырей", изд. В Киеве.Н. Б—в..

Значения в других словарях
Пастушья сумка

(Capsella bursa pastons Monch) — однолетнее травянистое растение из сем. Крестоцветных (Cruciferae), всюду растущее по полям, дорогам, сорным местам. Простые или ветвистые стебли (до 40 см высотой) несут у своего основания розетку из — большей частью — перисто-раздельных, с треугольными, зубчатыми долями, черешковых листьев. Бывают покрыты мелкими, сидячими, цельными или выемчато-зубчатыми листьями. Мелкие, белые цветки собраны в удлиненные кисти. Плод — струночек, обратно треугольной или обратн..

Пастырский Собеседник

Духов. Журнал, издается еженедельно с сентября 1884 г., сначала в Воронеже, с 1897 г. В Москве, с ежемесячными приложениями (слова, беседы, проповеди). Ред.-изд. В. А. Маврицкий.. ..

Пастырь

Ежемесячное прибавление к грузинскому изданию "Мцкемси", выходит в Тифлисе, с 1885 г. Ред.-изд. Сначала свящ. Д. Гамбашидзе, потом П. Д. Гамбашидзе.. ..

Пасть

Ловушка различных систем, употребляемая зверопромышленниками для добывания медведей, лисиц, песцов, соболей, зайцев. Главные части П. Состоят из бревенчатого пола и из бревенчатой же крышки, или гнета, одним концом лежащего на полу, а другим подпертого колом. Кол этот приспосабливается таким образом, что он падает и гнет задавливает зверя, когда тот дернет за положенную в П. Приманку. Чертежи различных систем П. См М. Кривошапкина. "Енисейский округ и его жизнь" (СПб., 1865). Подобные же ловушки..

Дополнительный поиск Пастырское богословие Пастырское богословие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пастырское богословие" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пастырское богословие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 21 символа