Патриотизм

136

Любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный П. Рода или племени совместен и с кочевым бытом. При переходе племен к оседлому земледельческому быту П. Получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент П. — привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования.

Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное значение, отечество не было только географическим и этнографическим термином — оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника. Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и П. Совпадал с благочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как таковая, создавалась культом. Отечество было землей отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами.

Мирный синкретизм различных культов, преобладавший у эллинов, также содействовал ослаблению местного П. К концу древнего мира греческое смешение и римское поглощение привели к образованию двоякого П., окончательно упразднившего этнографические и географические границы. П. Общей государственности (воплощенной окончательно в лице императора, на которого в учреждении кесарской апофеозы было перенесено и религиозное значение общего отечества) и П. Высшей культуры. У евреев П. Хотя сохранял преобладающий религиозный характер, но при этом стал также универсальным. Через духовную работу пророков еврейский народ дошел до сознания, что его племенной и местный Бог есть единое Божество над всем миром. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должно было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божьем.

К познанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и этим освящался П. Национальный, но лишь под условием всечеловеческой солидарности, т. Е. Как любовь к своему народу не против других, а вместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознания большинством человечества этого высшего требования нужен был еще не окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием исключительно национального П. И враждебного соперничества народов. В средние века народная вражда не имела принципиального значения, уступая теократической идее (царства Божия) в двух ее исторических материализациях — церковной (папство) и государственной (империя). Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованям высшего универсального порядка.

Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое самоотречение и покорность чужому завоевателю, как второй Исайя видел спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот Италии, Данте, призывал для спасения своего отечества немецкого императора из-за Альп. В чисто национальном виде патриотическое чувство ярко проявилось в начале XV в. Во Франции, в лице Иоанны д'Арк. Столетняя война французов с англичанами не имела принципиального характера в других отношениях. В религиозном — обе стороны принадлежали к одной и той же церкви, в политическом — к одному и тому же феодально-монархическому строю. Основы быта общественного были одни и те же. Война представлялась сначала лишь династической борьбой Валуа и Плантагенетов за престол Франции.

Но постоянные встречи с чужим народным характером мало-помалу пробуждали у французов ревнивое чувство своей народности и вызвали наконец откровение национальной идеи. Иоанна д'Арк впервые дала простую и ясную формулу чисто национальному патриотизму. Быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу. В Германии столетием позднее возбуждение национального П. В борьбе с чужеземной церковной властью ослаблялось и осложнялось принципиальным религиозным значением этой власти, которое для многих перевешивало национальные требования. Вследствие этого произошел раскол между немцами-католиками и немцами-протестантами, и национальный П. Германии мог утвердиться только в XIX в., с ослаблением религиозного чувства и под влиянием внешней борьбы за политическое существование против двух Наполеонов.

Подобным же образом в борьбе с чужими элементами развивался национальный П. И в других странах. В настоящее время он достигает, по-видимому, своего кульминационного пункта. В передовой европейской стране — Франции — П. Для большинства нации заменил собой религию. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога. Теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель (см. Национализм). В историческом процессе все более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью.

Повсюду сознание и жизнь приготавливаются к усвоению новой, истинной идеи П., выводимой из сущности христианского начала. "в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы".Вл. Соловьев..

Значения в других словарях
Патринит

Синоним айкинита (см.) или игольчатой руды.. ..

Патриот

Ежемесячный "журнал воспитания на 1804 г.", издававшийся в Москве В. В. Измайловым и заключавший в себе правила воспитания, практические способы преподавания разных предметов, детские повести и рассказы, популярные статьи по моральным и философским вопросам. Журнал стремился основать воспитание на началах "рациональной философии" и отличался значительной по тому времени широтой и смелостью взгляда.. ..

Патриотическая лига

Во Франции — см. Дерулед.. ..

Патриотическое общество

В 1812 г. В С.-Петербурге образовалось "Общество патриотических дам" для облегчения участи вдов, сирот и вообще беспомощных лиц. В конце того же года общество получило название С.-Петербургского Женского П. Общества. Имея целью, между прочим, призревать сирот, оставшихся от разоренных войной родителей, П. Общество учредило "Училище сирот" для детей штаб- и обер-офицеров, в 1822 г. Наименованное П. Институтом и переданное в ведение комитета о раненых. С 1816 по 1829 г. В ведении общества находило..

Дополнительный поиск Патриотизм Патриотизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Патриотизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Патриотизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа