Пергамские древности*

72

— Под этими словами обыкновенно разумеются открытия в конце семидесятых годов нынешнего столетия развалин колоссального жертвенника, сооруженного в пергамском акрополе царем Евменом II (196—157) и посвященного Зевсу в память победы, одержанной названным государем над галлами, и фрагменты скульптурных произведений, украшавших этот жертвенник. Почин в деле открытия этих памятников искусства был сделан немецким инженером Гуманом, который по поручению турецкого правительства прибыл в 1864 г. В деревню Бергамо — пункт, где находилась столица древнего П. Царства, — для устройства в той местности мостов и дорог. Систематические раскопки Пергама были, однако, предприняты лишь в сентябре 1878 г., когда Гуману удалось убедить германское правительство в важности исследования открытых развалин.

Раскопки продолжались до марта 1880 г. В настоящее время благодаря предложенной немецким архитектором Рихардом Боном реставрации П. Жертвенника мы можем составить себе ясное понятие о виде и размерах этого памятника. П. Жертвенник представлял собой обширное квадратное сооружение, каждая сторона которого имела до 70 м длины. Нижняя его часть состояла из массивной стены высотой в 5 м, поставленной на три мраморные ступени и обрамленной сверху и снизу карнизом. С южной стороны в нее врезалась широкая лестница, которая вела на обширную платформу, где в центральной части, по всей вероятности, и помещался сам жертвенник. С трех сторон платформы шел портик ионийского стиля, украшенный внутри скульптурным мраморным фризом в 1,74 м высотой, с изображением сцен из древнейших преданий П.

Героического цикла, главным действующим лицом которого является Телеф, сын Геракла. Нижние стены здания, составлявшие его базу, не исключая и частей, которые соприкасались с лестницей, были покрыты непрерывным рядом рельефов высотой в 2,75 м, сюжет которых заимствован из сказаний о борьбе богов с гигантами (гигантомахии).ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬОбщий вид алтаря в реставрированном виде. Часть скульптурного фриза. Группа Зевса. Часть скульптурного фриза. Группа Афины.Из скульптурных украшений жертвенника сохранилась приблизительно половина верхнего фриза и большая часть рельефов нижнего. Они перевезены отчасти в Константинополь, отчасти в Берлинский музей. Из всех групп нижнего рельефа лучше всего сохранились две группы, из которых на одной представлен Зевс, а на другой Афина.

Зевс изображен держащим в руке молнию, от которой падает на землю юный раненый гигант. По левую сторону от Зевса лежит другой гигант с пронзенным молнией бедром, просительно простирающий свои руки к победителю. Третий гигант, изображенный в виде старца с длинной бородой, тело которого оканчивается двумя змеямя, собирается метнуть в Зевса камнем в то время, как спутник отца богов, орел, вцепился в пасть одной из змей. Группа Афины состоит из фигуры самой богини, у которой, к сожалению, недостает головы, из молодого гиганта, которого богиня схватила правой рукой за волосы, из змеи, вонзившей свое жало в грудь противника Афины и обвившей его правую руку, из Геи, матери поражаемых гигантов, молящей о пощаде своих детей, и из богини победы, возлагающей на голову Афины венок.

Кроме этих групп, сохранились и могут быть объяснены группы Селены, Диониса, Феба и Посейдона. Что касается рельефов фриза портика, то они дошли до нас в далеко не полных и изувеченных обломках. Скульптуры П. Жертвенника относятся к эллинистической эпохе греческого искусства и отличаются несомненным эклектизмом. Так, например, Зевс и Афина сильно напоминают фигуры этих божеств на группе заднего фронтона афинского Парфенона, Феб — Аполлона Бельведерского и так далее. Однако этим внешним признаком — сходством форм — исчерпываются все точки соприкосновения пергамских мраморов со скульптурными произведениями более ранних периодов греческой пластики. Во всем прочем они существенно разнятся от последних. В них далеко нет той несложности и воздержанности, какими отличаются декоративные скульптуры Аттики, ни той простой анатомии, какую давал Поликлет своим богам и атлетам.

Скульптор пергамских фризов сумел соединить в них присущие произведениям лучшей поры греческого искусства широкий замысел, величественную красоту композиции и благородство форм с тем смелым и сильным выражением страдания, какое мы находим, между прочим, в других произведениях греческой пластики более поздних периодов, как например в Лаокооне, Умирающем галле и др. Стремление художника быть патетичным привело его к необходимости для пущей эффектности придать телам изображенных богов и гигантов мощные формы, их мускулам — не встречающуюся в природе выпуклость, и посредством неестественно сильного сокращения этих мускулов выразить в одних фигурах стремительное движение и всесокрушающую силу, а в других — тяжкие физические страдания и панический страх.

Ср. Conze, "Pergamon, ein Vortrag" (Б., 1680). Conze, Humann, Bohn u. A., "Ergebnisse der Ausgrabungen zu Pergamon" (Берлин, 1880—81). Brun "Ueber die Kunstgeschichtliche Stellung der pergamenischen Gigantomachie" (Б., 1884). Fr. Thiersch, "Die K ö nigsberg von Pergamon" (Берлин, 1882). Puchstein, "Zur pergamenischen Gigantomachie" ("Sitzungsberichte der preuss. Akademie der Wissenschaften" 1888—1889). Thraemer "Pergamos. Untersuchungen über die Frühgeschichte Kleinasiens" (1888). А. А. С—в..

Значения в других словарях
Пергамент, кожа

(животный). — П. Представляет очищенную кожу, высушенную и подвергнутую некоторой отделке. По способу выработки к одному роду с П. Относится кожа для барабанов. Для выработки таких кож употребляют шкуры телят, козлиные, бараньи, ослиные и свиные. Шкуры при выделке П. Подвергаются ряду таких же подготовительных операций, как при выработке дубленых кож (см. Кожевенное производство), а именно. Шкуры промывают, золят в слабом зольнике, в который нередко прибавляют поташ, после того мездрят, растягив..

Пергамские древности

Под этими словами обыкновенно разумеются открытия в конце семидесятых годов нынешнего столетия развалин колоссального жертвенника, сооруженного в пергамском акрополе царем Евменом II (196—157) и посвященного Зевсу в память победы, одержанной названным государем над галлами, и фрагменты скульптурных произведений, украшавших этот жертвенник. Почин в деле открытия этих памятников искусства был сделан немецким инженером Гуманом, который по поручению турецкого правительства прибыл в 1864 г. В деревню..

Пергий

Преподобный отец печерский, жил в первой половине XIII в. Мощи его покоятся в Антониевой пещере. Память 21 сентября.. ..

Пергола

См. Веранда.. ..

Дополнительный поиск Пергамские древности* Пергамские древности*

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пергамские древности*" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пергамские древности*, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 21 символа