Петр Могила

97

Киевский митрополит (1596—1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601—1607), потом Молдавии (1607—1609). В 1612 г. Могилам после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. Во Львовском братском училище П. Получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве. Но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. Он был избран киево-печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул "великого архимандрита".

Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства П. Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение "Апологии" Мелетия Смотрицкого (см.). Тогда же определилась вражда между преемником Борецкого, Исайей Копинским, и П. Могилою. П. Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище "для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках" (1631). Но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, П. Соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был П.

Могила. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской. Одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит киевский Исайя Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран П. Могила, с сохранением лаврского архимандритства. "Деградование" Копинского и посвящение П. Могилы состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом константинопольского патриарха. Затем П. Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками — от лаврской братии и братской школы. После того как Исайя, не без борьбы, оставил свою кафедру, П. Приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого м-ря.

Старинную церковь св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трех Святителей, которую отдал братскому м-рю. В 1635 г. Отрыты были и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей П. Могила брал отовсюду. От лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец обращался за помощью и к московскому царю. Особенное внимание обратил П. Могила на киево-братскую, называемую Могилянской, школу. Хлопоты о переименовании ее в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский персонал был при П. Могиле на высоте своего призвания. Профессора, раньше чем приступать к преподаванию, посылались для ученья за границу.

Много огорчений доставлял П. Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич, всеми мерами преследовавший студентов школы, весьма часто вполне несправедливо. В бытность свою митрополитом П. Могила издал, между прочим, следующие книги. Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста (1637. В 1616 г. Это Евангелие в первый раз было издано на зап.-русском литературном языке). Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636). Евхологион альбо молитвослов (или требник. 1646). П. Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан. Он подвергался обсуждению на Киевском соборе 1640 г. И Ясском 1643 г., был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, но напечатан был только в 1662 г., в Амстердаме, на греческом языке.

Ради крайней нужды в подобной книге П. Могилой было издано "Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан" (1645). Для изданной П. М. Книги Афанасия Кальнофойского "Τερατουργήμα" (1638) сам П. Доставил рассказы о чудесах печорских. В составлении резко-полемического сочинения "Λίθος" (см. Лифос) П. Принимал большое участие. Из проповедей П. Могилы известны две. "Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина" и "Слово на брак Януша Радзивила". Записки П. Могилы отчасти напечатаны в "Киев. Епарх. Вед." 1861—62 г. Наконец, П. Могилой были задуманы две колоссальные работы. "Жития святых" (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII ст.

См. Голубев, "П. Могила и его сподвижники" (т. 1, до начала служения П. Могилы в сане митрополита). Бантыш-Каменский, "Историческое извещение об унии". Крачковский, "Очерки униатской жизни". Проф. Тарновский, "П. Могила" (в "Киевской Старине" 1882, № 4). Левицкий, "Уния и Петро Могила".И. Ж—цкий..

Значения в других словарях
Петр Куртнэ

(Courtenay) — граф Оксеррский, внук Людовика VI Толстого. Женился на сестре латинского императора Генриха, Иоланте, за которой получил маркграфство Намюрское. После внезапной смерти бездетного Генриха (1216) самым серьезным претендентом на константинопольскую корону был король Венгрии Андрей II. Но так как папа Гонорий III опасался, что Андрей может отказаться или отвлечься от обещанного им крестового похода, то по его настоянию бароны предложили вакантный престол П., который в качестве французс..

Петр Ломбардский

Или Новарский (Petrus Lombardus) — знаменитый схоластик XII в., называемый также Magister sententiarum, род. Близ Новары в Ломбардии, учился в Болонье, Реймсе и Париже, где он, увлеченный Абеляром, остался жить и сделался известнейшим учителем. В 1159 г. Он был назначен епископом Парижским. Ум. В 1164 г. Его главное произведение, "Sententiarum libri IV", множество раз комментировалось и пользовалось до реформации весьма широкой известностью. В первый раз на Западе догматика была собрана здесь в ..

Петр Мученик

(Petrus Martyr, или П. Веронский) — доминиканский монах, инквизитор в Ломбардии. В 1252 г. Около Комо был убит. Причислен католической церковью к лику святых. Считается патроном испанской инквизиции.. ..

Петр Николаевич вел. князь

— младший сын вел. Князя Николая Николаевича Старшего и вел. Кн. Александры Петровны, род. 10 января 1864 г. Состоит флигель-адъютантом его величества, шефом гренадерского саперного батальона и членом совета государственного коннозаводства. В супружестве (с 1889 г.) с вел. Княгиней Милицей Николаевной (родилась 14-го июля в 1866 г.), дочерью князя Николая Черногорского. От этого брака родились княжна Марина Петровна, в 1892 г., и князь Роман Петрович в 1896 г.. ..

Дополнительный поиск Петр Могила Петр Могила

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Петр Могила" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Петр Могила, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа