Пиррон из Элиды

80

Греческий философ, умерший около 270 г. До Р. X. Биографические сведения о нем, по большей части легендарного характера, сообщает Диоген Лаэртийский. П. В качестве живописца сопровождал Анаксарха, спутника Александра Македонского, во время похода в Азию. По возвращении из похода сограждане П. Выбрали его в жрецы. Учителем П. Считают, хотя и без достаточного основания, мегарика Бризона. Умер он ок. 270 г. До Р. Хр. Сочинений от П. Не осталось. Уже древние почерпали сведения о нем из сочинений Тимона из Флиунта, ученика П. Учение П. Сводится к трем положениям. 1) о качествах предметов человек ничего знать не может. Поэтому 2) следует воздерживаться от какого бы то ни было суждения о предметах (акаталепсия или афазия) и 3) человек должен придерживаться атараксии, т.

Е. Полного равнодушия. Первое положение о непознаваемости вещей П. Доказывал ссылкою на то, что познание, как чувственное, так и разумное, шатко. Чувственное познание представляет нам предметы не такими, какие они в действительности, а такими, какими они нам кажутся. С другой стороны, всякому утверждению может быть противопоставлено иное утверждение и притом с тем же основанием, ибо и разумное познание основано на мнении и привычке, а не на действительном знании. Впоследствии доказательства в пользу шаткости знания приняли форму так называемых 10 троп. Но эта форма принадлежит уже не П., а Энезидему. Если мы не можем ничего знать о предметах, то нам следует воздерживаться от суждений о них. Что нам кажется таким, а не иным, того мы не должны выставлять как утверждение, а лишь как субъективное мнение.

Поэтому и трем основным положениям своим П. Вовсе не приписывал значения твердого и общего учения. Из воздержания от суждения вытекает атараксия, ведущая к истинному блаженству. Предрассудки вызывают споры и страсти людей, для скептика же не существует страстей, для него важно и действительно лишь его настроение. Так как абсолютное воздержание от суждений и действий невозможно, то скептик следует вероятности и обычаям, сознавая, что он не руководствуется ни истиной в сфере теоретической, ни твердым убеждением в сфере практической. До П. Никто сомнение не возводил в принцип, не делал его методичным. П. Первый не только попытался систематизировать сомнение, но очень ясно наметил субъективность представлений о качествах предметов.

В этом отношении П., несомненно, пошел дальше, чем шли софисты, оправдание сомнения у него более глубокое. Впрочем, не всегда легко разграничить то, что принадлежит самому П., от того, что в скепсис было внесено позднейшими скептиками, принадлежавшими к новой академии. Источники для философии П. — Диоген Лаэртийский (9-я кн.) и Секст Эмпирик ("Пирроновы основоположения" и "Против математиков"). Ср. Waddington, "Pyrrhon et le Pyrrhonisme" ("Séances et travaux de l'Acad. D. Sciences mor. Et pol.", 1876). Crousaz, "Examen du Pyrrhonisme ancien et moderne" (Гага, 1737). Saisset, "Le scepticisme" (П., 1865).Э. Р..

Значения в других словарях
Пирролин

См. Пиррол.. ..

Пиррон

(дипиррилкетон) (C4H3—NH)2CO — см. Пиррол.. ..

Пирротин

Iсиноним магнитного колчедана.IIсм. Магнитный колчедан.. ..

Пирс Бенджамин

(Benjamin Peirce, 1809—1880) — профессор астрономии и математики в Кембридже (Северная Америка). Известен своими таблицами движения Нептуна и Луны, вычислением орбит многих комет и теоретическими исследованиями о строении и равновесии колец Сатурна. Его именем называется правило или критериум отбрасывания сомнительных наблюдений.. ..

Дополнительный поиск Пиррон из Элиды Пиррон из Элиды

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пиррон из Элиды" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пиррон из Элиды, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 15 символа