Плакаты художественные

84

Украшенные рисунками объявления о театральных представлениях, публичных балах, концертах, маскарадах и др. Общественных увеселениях, о вышедших в свет новых изданиях, о промышленных предприятиях, фабричных изделиях, продажных товарах и т. П., печатанные литографическим способом или однотонно, или преимущественно в несколько красок, чаще всего в огромном формате, и расклеиваемые на улицах или доводимые до сведения публики иным путем. Такие объявления были в употреблении уже давно, но в них человеческие фигуры с различными аксессуарами и орнамент обыкновенно играли роль придаточных виньеток, главное же место принадлежало тексту, напечатанному типографским шрифтом или начертанному причудливыми буквами.

В последние годы этот характер П. Существенно изменился благодаря, с одной стороны, тому, что их заказчики при возросшей коммерческой и предпринимательской конкуренции стали требовать, чтобы их объявления сколь возможно навязчивее бросались в глаза среди массы наклеенного по стенам домов и заборам, а с другой, — вследствие того, что явились талантливые художники, взглянувшие на рисование П. Как на новую отрасль прикладного искусства, в которой можно с большим успехом выказывать находчивость фантазии, декоративный вкус, оригинальность и техническую ловкость. Банальная уличная публикация превратилась в настоящее художественное произведение, занимающее почти все пространство огромного листа, на котором только маленькое, хотя и видное место отведено оповещению, ограничивающемуся лишь самыми необходимыми словами.

Переворот произошел прежде всего во Франции, и его виновником был парижский рисовальщик-литограф Жюль Шере. Обладая редкою способностью сообщать немногими бойкими чертами жизнь и движение изображаемым фигурам и через сопоставление немногих вкусных красок достигать ласкающих взор эффектов, он вначале занимался эскизными картинками для иллюстрированных журналов, виньетками для поздравительных и пригласительных карточек, обеденных меню и пр., а потом стал литографировать также афиши и анонсы в большом виде. В 1889 г. Он устроил выставку своих работ, обратившую на него общее внимание. Его веселые святочные фигуры, его воздушные, лишь слегка костюмированные грациозные танцовщицы и дамы полусвета, являющиеся по одной или в ограниченном числе, но в размере, близком к натуре, пляшущие, летящие и кокетничающие среди приятного фейерверка красок, обходящиеся почти без всяких околичностей, пришлись как нельзя более по вкусу публике и доставили ему множество заказов на произведения подобного рода.

Успех Шере увлек на открытое им поле других артистов, пустившихся возделывать это поле то в его духе, то сообразно со своими индивидуальными наклонностями и принципами. Запрос на художеств. П. В громадной степени увеличился, потому что коммерсанты, фабриканты и всякие антрепренеры убедились в выгоде, какую они приносят, несмотря на то, что обходятся довольно дорого. Из Франции любовь к фигурным объявлениям распространилась по всей Европе. Прежде всего Бельгия, за нею Англия, Германия, Голландия, Италия и скандинавские страны выставили даровитых рисовальщиков по их части. Не осталась без таких художников и Сев. Америка. Несколько опытов печатания таких объявлений сделано также в России, хотя сильному распространению их у нас мешает ничтожное употребление уличной рекламы, столь обычной в других краях, но не привившейся к нашему быту и неудобной в нашем климате.

Повсюду, даже в России, завелись коллекционеры, ревностно разыскивающие и покупающие эти эфемерные произведения искусства, наполняющие ими свои портфели и таким образом сберегающие их для потомства. То и дело стали происходить публичные выставки художественных П., на которые стекаются толпы посетителей. В СПб. Такая выставка под названием международной была впервые устроена в конце 1897 года Импер. Обществом поощрения художеств. На ней было собрано больше 700 листов из разных стран, и ее памятником остался иллюстрированный каталог с многочисленными воспроизведениями в уменьшенном виде любопытнейших из числа выставленных произведений (изд. Р. Голике). Наконец, на Западе успела образоваться целая литература, состоящая из журнальных статей и отдельно изданных сочинений, занимающихся историей и критикой современных художеств.

П. Из этих сочинений желающим близко познакомиться с рассматриваемою отраслью искусства и с главными ее представителями можно рекомендовать, сверх вышеупомянутого каталога, книгу Л. Майльяра "Les Menus et Programmes illustrés" (Париж, 1898), сборник A. Демёра-де-Бомона "L'Affiche illustrée" (Тулуза, 1897), ежемесячное парижское издание "Les Programmes illustrés" и статью Л. Гольфельда "Das moderne Plakat" в мюнхенском журнале "Die Kunst für Alle" за 1897—98 г. Сочинение рисунков для П. И самое их исполнение предоставляют фантазии и руке художника большую свободу, позволяют ему — как, может быть, ни в каком ином труде — выказывать свою индивидуальность, но также и требуют от него соблюдения основных принципов декоративного искусства, т.

Е., чтобы формы изображенного были обозначены явственно, лишь в общих, определенных контурах, с устранением подробностей, заметных только тогда, когда смотришь на предмет не с далекого расстояния, — чтобы краски не пестрели мелкими оттенками, а клались по возможности однообразною массою лишь с необходимым ослаблением или усилением их интенсивности, и чтобы как рисунок, так и краски производили сразу гармоничное, живописное впечатление. Держась этих основных правил, рисовальщики П. Разрешают свои задачи крайне разнообразно. Одни более или менее придерживаются натуры, берут действительно существующие формы и только слегка изменяют их сообразно с преследуемою декоративною целью. Для других формы природы служат лишь предлогом для игры фантазии.

Человеческое лицо, руки, ноги, все члены, одежда едва намечаются у них лишь в главных, красиво переиначенных, широко проведенных контурах. Женские волосы превращаются в орнаментальные завитки и извилины. Цветы, деревья и животные принимают небывалый, причудливый вид. Обращаясь столь же свободно и с красками, эти художники не затрудняются, напр., оставлять иной раз лица мертвенно-белыми или окрашивать их в бледно-зеленый или голубой тон, тогда как волосы получают ярко-красный цвет, а не то и позолоту. Некоторые художники держатся середины между этими двумя направлениями. В произведениях как тех и других, так и третьих видимо отражается влияние отчасти японского искусства, введенного в моду братьями Гонкурами, отчасти средневековых миниатюристов, и в сильной степени чувствуется веяние новейшего импрессионизма, который — надо сказать — здесь гораздо более уместен, чем в настоящей живописи.

Не вдаваясь в характеристику художников, составивших себе известность плакатами, ограничиваемся перечислением наиболее выдающихся из их длинного ряда. Таковы во Франции, кроме Шере, его прямые последователи Ж. Де-Фёр, А. Гильом, Ж. Де-Палеолог и Ф. Буиссе. Затем отступившие от его манеры и сообщившие, каждый по-своему, дальнейшее развитие П. — Ф. Л. Форен (известный рисовальщик журн. "Figaro"), Грассе, А. Виллет, Т.-А. Стейнлен, А. Де Тулуз-Лотрек, Г. Д'Алези, Ленуар, А. Ибельс, А. Муха, П. Бретон, Л. Анкетен и Ф. Воллатон. В Бельгии — Э. Дюйк, Л. Креспен, Пива-Ливремон, А. Оттевар, А. Мёнье, Ж. Комба, Т. Рейсельберге, Э. Берхманс и А. Рассенфорс. В Англии — Дюдлей-Гарди, Л. Равен-Гиль, братья Бегарстаф, М. Грейффенгаген и А. Обрей-Бердслей. В Германии — Г. Гирис, Ф.

Штук, Г. Унгер, Т. Т. Гейне, И. Заттлер, Ф. Рем, Амберг и Зюттерлейтер. В Дании — П. Фишер. В Швеции — Р. Остберг и Э. Вестман. В Италии — Дж. Маталони. В Сев. Америке — Л.-Дж. Рид, У. Брадлей, Э. Пепфильд и В. Каркевиль. Наконец, в России — В. А. Андреев, И. Порфиров, С. С. Соломко и И. С. Галкин.А. С—в..

Значения в других словарях
Плакальные деньги

В Арханг. Губ. Перед смотринами невеста обходит приглашенных гостей, которые дарят ее при этом так называемыми плакальными деньгами.. ..

Плакатный паспорт

См. Паспорт. ..

Плакилла

Св., жена императора Феодосия Великого, известна как глубоко благочестивая христианка. Она не только деньгами помогала бедным, но и лично посещала их и ухаживала за больными. Скончалась около 400 г. Память 14 сентября.. ..

Плакировка

Одежда земляных отлогостей в насыпях и выемках дерном или слоем растительной земли с целью способствовать скорейшему укреплению их корнями трав, чтобы предохранить от размыва дождевой водой. Дернины (хорошего качества) кладутся плашмя, травою вверх и прибиваются колышками. Иногда же — не сплошным слоем, а решетками, через что образуются оголенные квадраты, заполняемые растительной землей и засеваемые травою. Слои растительной земли толщиною 1/2—2 фт. Составляют из ряда горизонтальных, дюйм. 6, с..

Дополнительный поиск Плакаты художественные Плакаты художественные

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Плакаты художественные" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Плакаты художественные, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 22 символа