Плетнев

76

Петр Александрович (1792—1862) — известный критик пушкинской эпохи, происходил из духовного звания, образование получил в тверской семинарии и в главном педагогическом институте, был учителем словесности в женских институтах и кадетских корпусах. В 1832 г. Занял кафедру русской словесности в С.-петербургском унив., в котором с 1840 до 1861 г. Состоял и ректором. П. Принадлежал также к составу второго отделения академии наук со времени его образования в 1841 г. Преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и др. Особам царского дома. Очень рано П. Близко сошелся с Пушкиным и другими корифеями пушкинского кружка. Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, П. Был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь.

Всем им П. Служил и делом, и советом. Мнением его они очень дорожили. Выступив на литературное поприще стихотворениями, которые в 1820-х гг. Появлялись в "Соревнователе", "Трудах Вольного общества любителей российской словесности", "Северных цветах" и др. Журналах и альманахах и которые при гладкости стиха местами не лишены изящества и поэтического огонька, П. Вскоре перешел к литературной критике, сделавшись выразителем теоретических воззрений пушкинского кружка. Уже в первой своей критической статье, посвященной стихотворениям Милонова (в "Соревнователе", 1822 г.), П. Доказывал, что поэтом надо родиться, а нельзя сделаться, но врожденный талант должен потратить массу труда чисто технического, чтобы вполне овладеть формою и придать ей гармонию, изящество, красоту.

Обе эти идеи для того времени были совершенно новы и лежали в основе всех стремлений пушкинского кружка. Первая идея являлась отрицанием псевдоклассицизма с его стремлением путем риторики и пиитики искусственно создавать поэтов. Вторая соответствовала сущности литературного движения того времени, задачею которого была именно выработка форм поэзии и языка. Главная заслуга П. Заключалась в том, что уже в начале 1820-х гг., еще ранее критических очерков не только Веневитинова, Киреевского, Надеждина, но и Полевого, он ввел характеристики поэтов по существу, по внутреннему свойству их поэзии. Таковы были появившиеся еще в 1822 г. Оценки Жуковского и Батюшкова. П. Уже тогда предвидел, что русской литературе предстоит, не ограничиваясь усвоением чужих форм, стать, наконец, на народную почву.

В статье по поводу идиллии Гнедича "Рыбаки" (1822) он делит поэзию на "всеобщую", или "неопределенную", и "народную" и отдает предпочтение последней перед первой. Вопросу о народности в литературе П. В 1833 г. Посвятил целую речь, в которой указывал на значение народной стихии для литературы с точки зрения патриотизма и художественной выразительности. К концу 1830-х гг. П. Составил себе замечательное для того времени представление о национальных особенностях литературы, о ее связи с жизнью общества, об индивидуальных способностях писателя, о необходимости "красок и жизни", без которых литература сделалась бы "сухим изложением отвлеченностей". Оставшись до конца дней своих мирным эстетиком, придававшим первенствующее значение вопросам формы и языка, П.

Не мог избежать разлада с дальнейшим развитием литературы. Но выйдя из кружка Пушкина, где неоклассик Батюшков мирно уживался с романтиком Жуковским, а последний горячо приветствовал реалиста Гоголя, П. Всегда сохранял объективность, любовно следил за успехами литературы и вообще признавал права новых литературных форм и течений, если только вестником их являлся сильный талант, удовлетворявший эстетическим требованиям. Он умел понять Гоголя с его сильными и слабыми сторонами. Ему принадлежит одна из лучших оценок "Мертвых Душ" (в "Современнике", 1842 г.). Отсутствие рутины и тонкое чувство изящного дозволило П. С восторгом приветствовать многие восходящие светила 1840 г. — Тургенева, Достоевского, Писемского, Островского, Плещеева, Ап.

Майкова, Полонского. Белинского, однако, он не в состоянии был понять и относился к нему с озлоблением. В продолжение семи лет (с конца 1824 г.) с бароном Дельвигом, а с 1832 г. — с Пушкиным, П. Разделял труды по редактированию "Северных цветов", а в 1838—46 гг. Был преемником Пушкина по редактированию "Современника". Но последний журнал в руках П. Мало принимал участия в новом литературном движении. "Сочинения и переписка" П. Изданы Я. Гротом в трех томах (СПб., 1885). Много материалов для характеристики П. В "Переписке Я. К. Грота с П. А. Плетневым" (СПб. 1896). См. Ст. Скабичевского в "Вестнике Европы" (1885, № 11) и Л. Майков, "Историко-литературные очерки" (СПб., 1895)..

Значения в других словарях
Плетизмография

Учение о колебания объема различных органов в зависимости от целого ряда самых разнообразных условий (см. Плетизмограф).. ..

Плетка

(Whip, также Whipper) — шутливое, но общепринятое и ставшее почти официальным название членов политических партий в Англии, обязанных рассылать оповещения с приглашениями непременно присутствовать на каком-либо особенно важном заседании парламента (самые эти оповещения тоже называются Whips), сговариваться со спикером относительно порядка речей, вести переговоры с местными бюро партии о назначении кандидатов на депутатские места ввиду предстоящих выборов и т. Д. П. Являются помощниками лидеров п..

Плеттенберг

Вальтер — знаменитый магистр Ливонского ордена. Происходил из Вестфалии. Избранный в 1494 г. Магистром ордена, он водворил в Ливонии внутренний мир, уменьшив вражду между рыцарством с одной стороны, духовенством и Ригою — с другой, и вновь оживил воинственный дух ордена. Заключив союз с вел. Кн. Литовским Александром, П. Открыл враждебные действия против московского вел. Князя и двумя победами (под Изборском в 1501 г. И под Псковом в 1502 г.) над более многочисленным врагом на целых 50 лет обесп..

Плетш

Оскар (Pletsch, 1830—88) — нем. Рисовальщик, учился в Дрездене у Бендемана и начал было изготовлять рисунки к Библии, но был отвлечен от этого дела призывом на военную службу. Отбыв в ней установленный срок, поселился в Берлине и снискивал средства к жизни уроками рисования и иллюстрированием народных изданий. В 1859 г. П. Составил альбом рисунков, изображающих сцены из детской жизни, которые сделали имя художника известным в артистическом и педагогическом мире. С того времени П. Был завален зак..

Дополнительный поиск Плетнев Плетнев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Плетнев" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Плетнев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа