Пляска

93

Производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений. Радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте и т. П. Дети и дикари особенно отличаются неудержимым выражением своих ощущений и страстей посредством рефлекторных движений, не поддающихся действию задерживающих центров мозга. П. Характеризуется соблюдением ритма, который, впрочем, замечается и в движениях сердца и легких, а равно и в соединенных с перемещением и с выражением ощущений, так что ритм П. Является лишь резче и сильнее выраженною естественною формою передвижения.

Кроме гимнастического элемента, в танцах дикарей проявляется еще элемент мимический, подражающий известным движениям человека и животных. Это подражание могло быть первоначально бессознательным, рефлекторным, но в более развитой форме оно является обдуманным и часто свидетельствует о большой наблюдательности дикарей. П. Играет важную роль в жизни примитивных пародов. Всякое важное событие в жизни — урожай плодов, военный поход, мир и встреча с дружественным племенем, счастливая охота, посвящение отрока в юношу, обильный пир и т. П. —вызывает потребность в П., в усиленных, доводящих до полного утомления движениях. Корробори австралийцев — один из характерных образчиков таких танцев. Пляшут обыкновенно только мужчины, топая ногами, прыгая, махая руками, тогда как женщины сидят, поют и бьют такт руками.

Возбуждение все растет, одни ряды танцующих сменяются другими, женщины поют все громче, покуда, наконец, все пляшущие не сливаются в одну возбужденную массу, не теряющую, однако, такта. Иногда такие П., происходящие обыкновенно в лунную ночь или перед зажженными кострами, кончаются сатурналиями. Вообще сладострастные ощущения играют немалую роль в гимнастических танцах. Военные танцы (напр., новозеландцев, индейцев) исполняются с оружием, дикими криками, страшными гримасами и ведут обыкновенно к усиленному воинственному возбуждению толпы. Мимические танцы заключаются в подражании прыганью кенгуру, беганью страуса, движению бизонов, преследованию охотников, гребле лодок, военным действиям и т. Д. Удовлетворяя известной физической потребности, П.

Вызывает и эстетическое наслаждение, содействуя вместе с тем — на низших ступенях культуры — и развитию общественности. Танцы дикарей — обыкновенно массовые. В них принимают участие все молодые и взрослые мужчины (иногда — женщины). Вся эта масса движется в такт, сливаясь как бы в один организм. Только война может еще так сплачивать людей. Но П. Является обыкновенно и подготовкой к войне, заменяя наши военные упражнения. С другой стороны, П. Играла, вероятно, роль и в половом подборе. Ловкий, сильный, искусный охотник и воин был обыкновенно и выдающимся плясуном и производил наибольшее впечатление, имел наибольший успех у женщин. Выражая собою наиболее сильные ощущения и желания, П. Получила и религиозный характер, а мимические танцы, часто соединенные со своеобразными костюмами и масками, с объяснительными песнями и разговорами, послужили прототипом позднейших театральных представлений.

Обе эти роли П. Можно проследить в древнем Египте, у древних греков и римлян, у современных буддистов, в хороводах славянских народностей, в верчениях дервишей и хлыстов, наконец, в танцах, исполняемых иногда еще и теперь в Севильском соборе в Испании. Мало-помалу, однако, П. Изменила свое значение. Она приобрела более сладострастный характер, льстящий чувственности или симулирующий ухаживание и победу над женщиной, или же превратилась в искусство выделывать трудные па, ходить на носках, производить грациозные движения и т. П. (балет). Более естественный вид имеют до сих пор национальные танцы (цыганский, итальянская тарантелла, арагонская хота, венгерский чардаш, польская мазурка, малороссийский трепак, лезгинка, русская и т.

П.), в музыке, темпе и движениях которых отражается непосредственная веселость и бодрое оживление народной массы. См. Хореография.Д. А..

Значения в других словарях
Плюшар

Адольф Александрович — известный издатель (1806—65). Издал 17 тт. "Энциклопедического лексикона" (1838—41), а также журналы "Живописный сборник" (1850, 1852, 1863, 1857 и 1858) и "Весельчак" (1858—59, вместе с Генкелем), "Тысяча один анекдот" (1857), "Собрание анекдотов" (1864) и мн. Др. См. Некролог П. В "Иллюстрированной газете", 1865, № 13.В. P—в.. ..

Плющ

(Hedera L.) — родовое название растений из сем. Araliaceae. Это — ползучие кустарники, цепляющиеся своими придаточными корнями за стены, стволы деревьев и пр. Стебли несут плотнокожистые листья двух родов. На нецветущих ветвях — темно-зеленые, угловато-лопастные, и на цветущих ветвях — светло-зеленые, цельные, ланцетовидные, продолговатые или яйцевидные. Прилистников нет. Сравнительно небольшие цветки собраны на верхушке ветвей в щитки, головки или кисти. Цветок или вовсе не имеет прицветника, и..

Пляска св. Витта

См. Виттова пляска.. ..

Пляска Смерти

(лат. Chorea machabaeorum, франц. Danse des morts, Danse macabre, нем. Totentanz) — род аллегорической драмы или процессии, в которой главным корифеем являлась смерть и которая некогда представлялась в лицах и часто изображалась в картинах, гравюрах и скульптурных произведениях на Западе Европы. В основании ее содержания лежали идеи о ничтожестве человеческой жизни, ежеминутно угрожаемой кончиною, о мимолетности земных благ и несчастий, о равенстве всех и каждого пред лицом смерти, внезапно сраж..

Дополнительный поиск Пляска Пляска

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пляска" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пляска, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 6 символа