Погодин

88

Михаил Петрович — историк, археолог и журналист (1800—75). Отец его был крепостной "домоправитель" графа Строганова. Обстановка барского двора, искательство отца у знатных и богатых не остались без влияния на характер П. Он отличался большою практичностью, совмещавшеюся в нем с немалою долею сентиментальности, с одной стороны, и критическим умом, с другой. На 11-м году он был отдан на воспитание к типографщику А. Г. Решетникову, но скоро поступил в 1-ю московскую гимназию. Сентиментально-патриотическое настроение его находило поддержку в увлечении тогдашним театром, где царили трагедии Озерова, а также в знакомстве с "Историей Государства Российского" Карамзина, которую он приобрел на последние свои деньги.

В Моск. Унив., куда П. Поступил в 1818 г., он подпал под влияние профессора теории поэзии Мерзлякова (см.), запоздалого поклонника Ломоносова, Сумарокова и Державина. Летнее пребывание на учительской кондиции у кн. Трубецкого было для П. Некоторым противовесом этого влияния. Здесь он познакомился с сочинениями Руссо, г-жи Сталь (о Германии) и Шатобриана. В университете начали складываться и ученые вкусы Погодина. Он заинтересовался первоначальной русской летописью, вопросом о происхождении князей, а также вопросами общеславянской истории (перевел сочинение Добровского "О Кирилле и Мефодии"). Почти во всех своих взглядах он находил противника в лице тогдашнего профессора русской истории Каченовского, с которым вел сильную полемику и впоследствии, будучи уже его сотоварищем по профессуре.

Окончив курс в 1823 г., П. Через год защитил магистерскую диссертацию "О происхождении Руси", где явился защитником норманнской школы и беспощадным критиком теории хазарского происхождения русских князей, за которую стоял Каченовский. Диссертация эта была приветствована Карамзиным, с одной стороны, и специалистами-историками Шлепером и акад. Кругом — с другой. В своей диссертации П. Обнаружил недюжинные критические способности. Планы его относительно будущности в это время еще не определились. Он мечтает то о журнальной, то о педагогической деятельности, то об административной карьере. Его ходатайство о заграничном путешествии уважено не было. В комитете министров было решено, что нет "пользы посылать сего магистра в чужие края для окончания курса наук по нынешним обстоятельствам, а удобнее в университете дать то образование, которое правительству удобно будет".

С 1826 г. П. Поручено было читать всеобщую историю для студентов первого курса. Профессорская деятельность П. Продолжалась до 1844 г. В 1835 г. Он был переведен на кафедру русской истории. В 1841 г. Избран в члены Второго отделения Академии наук (по русск. Яз. И словесн.). Был также секретарем Общества истории и древностей российских и заведовал изданием "Русского исторического сборника", где поместил важную статью "О местничестве". К концу профессорской деятельности П. Относится начало издания им "Исследований, лекций и замечаний", на которых и зиждется, главным образом, значение П. Как историка. Здесь он всего больше обнаружил свой критический талант и меньше всего отрицательную сторону своего ума — чрезмерное пристрастие к фантастическим построениям.

"Исследования" (7 томов), доведенные до татарского периода русской истории, и теперь служат одним из необходимых пособий для занимающегося специально древней русской историей. В это же время П. Начал собирание своего "Древнехранилища", заключавшего в себе массу памятников, как письменных, так и вещественных, русской старины. Рукописная часть этого собрания, купленного позже имп. Николаем I, хранится в настоящее время в Петербурге в Имп. Публ. Библиотеке и представляет много интереса для специалистов-историков. П. Несколько раз бывал за границей. Из его заграничных путешествий наибольшее значение имеет первое (1835 г.), когда он завел в Праге близкие сношения с видными представителями науки среди славянских народностей.

Шафариком, Ганкою и Падацким. Это путешествие несомненно способствовало сближению русского ученого мира с славянским. С 1844 г. Специально-ученая деятельность П. Замирает и возрастает только к концу его жизни. К 1860 г. Относится его публичный диспут с Костомаровым по вопросу о происхождении русских князей. Прав в этом диспуте был скорее П., что не было замечено публикою, интересовавшейся противниками как представителями известных общественных партий, а не как учеными исследователями. В конце жизни П. Вел полемику по тому же вопросу с Д. И. Иловайским. В 1872 г. Им была издана "Древняя русская история до монгольского ига", не прибавившая ничего к его славе. На ученых трудах П. Не отразилось то философское настроение, которое охватило Московский университет в 30-х и 40-х годах.

Сильный как специалист-исследователь, II. Был слаб как мыслитель. Совмещая увлечение Шелдингом с патриархальной московской закваской, П. В своих взглядах держался так называемой теории официальной народности и примыкал вместе с проф. Шевыревым к партии, защищавшей эту теорию аргументами немецкой философии. Свои взгляды он проводил в двух издававшихся им журналах. "Московском вестнике" (1827—30) и "Москвитянине" (1841—56). Первому пришлось бороться с колоссом русской журналистики начала 30-х годов, "Московским телеграфом". Почти исключительно литературный по содержанию, "Московский вестник" был зачастую чересчур учен по тону и потому, несмотря на участие Пушкина, полного успеха не имел. Другой журнал П., "Москвитянин", имел программу более политического характера.

Здесь нашло прибежище начавшее обособляться в то время от общегегельянских увлечений славянофильское направление. Славянофилам пришлось работать здесь вместе с защитниками теории официальной народности. С стремлениями которой они имели лишь чисто внешнюю близость, влагая в формулу ее совершенно иной смысл и защищая ее другими средствами. В истории науки имя "Москвитянина" связано с полемикой против теории родового быта, представителями которой были Соловьев и Кавелин. Критика крайностей этой теории удалась П. Больше, чем оценка положительных сторон ее. "Москвитянин" выдвигал на очередь общеславянские вопросы и отстаивал право западно-славянских народностей на национальную свободу, в то время как, по словам К.

Н. Бестужева-Рюмина, "модным убеждением было мнение, что австрийский жандарм есть цивилизующее начало в славянских землях". Недостаток философского образования и внешние неблагоприятные условия не дали Погодину выработаться в мыслителя и общественного деятеля, на роль которого он претендовал. Любовь к знанию и природный ум сделали его видным историком-исследователем, с несомненным значением в русской историографии. См. "Биографический словарь профессор. Московского университета" (Москва, 1855. Полный свод фактических данных до 1855 г.). "Историческая записка Имп. Москов. Археологического общества за первые 25 лет его существования" (М., 1890. Биография П. Принадлежит здесь перу П. Н. Милюкова). Бестужев-Рюмин в "Биографиях и характеристиках" (очень живая, полная метких замечаний характеристика).

Н. П. Барсуков, "Жизнь и труды M. П. Погодина" — наиболее полный свод всего относящегося до самого Погодина, заключающий в себе массу интересных данных вообще для истории того времени (труд далеко еще не кончен).М. Полиевктов..

Значения в других словарях
Погода

Содержание статьи. Основные черты учения о П. Синоптическая метеорология — как учение о непериодических изменениях П. Области низкого и высокого давления. Второстепенные формы распределения атмосферного давления и П. Основные правила предсказания П. Предсказание ее без синоптических карт.Погодой принято в обыденной жизни называть непрерывную смену состояний воздушной оболочки земного шара — атмосферы. В глубокой древности человек стремился отыскать такие признаки, по которым можно было бы судить..

Погода*

Содержание статьи. Основные черты учения о П. синоптическая метеорология — как учение о непериодических изменениях П. области низкого и высокого давления. второстепенные формы распределения атмосферного давления и П. основные правила предсказания П. предсказание ее без синоптических карт. Погодой принято в обыденной жизни называть непрерывную смену состояний воздушной оболочки земного шара — атмосферы. В глубокой древности человек стремился отыскать такие признаки, по которым можно было бы ..

Погодин Александр Львович

Филолог. Род. В 1872 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете спб. Унив. Магистерская его диссертация — "Из истории славянских передвижений", докторская — "Следы корней-основ в славянских языках". Состоит профессором варшавского университета по кафедре славянской филологии. Кроме диссертаций написал. "Основной курс общего языкознания" (СПб., 1896), "Религия Зороастра" (1903), "Боги и герои Эллады" (1904), ряд статей по сравнительному языкознанию, исторической географии и этнографии ..

Погодинский индифферентный холодный источник

В Алупке, Таврической губ., Ялтинского у., в даче Погодиной, открыт в 1889 г. Анализ (не полный) произведен проф. Вериго. Бальнеологического значения источник не имеет.. ..

Дополнительный поиск Погодин Погодин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Погодин" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Погодин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа