Поликлет
Один из величайших древнегреческих скульпторов, родом из Сикиона, глава пелопоннесской школы ваяния, ученик, или, что вероятнее, последователь аргосца Агелада, бывшего учителем Фидия и Мирона. Жил в V веке до Р. Хр. Поселившись навсегда в Аргосе, он продолжал работать в духе Агелада, причем в противоположность Фидию, создавшему идеал божественного величия, стремился установить тип внешней человеческой красоты. Он изображал преимущественно фигуры юных атлетов, из которых наибольшей славою пользовались "Дорифор" (копьеносец) и "Диадумен" (юноша, надевающий себе на голову повязку). Первую из этих статуй древние называли каноном, т. Е. Закономерной. Существует даже предание, что она была изваяна П. Для подтверждения правил, изложенных в не дошедшем до нас его трактате о пропорциях человеческого тела, имевшем название также канона.
Древние писатели (Лукиан и Галлиен) свидетельствуют, что по П. Красота тела обусловливалась гармонией отдельных его членов, именно — известной пропорциональностью пальцев между собой, всех пальцев, вместе взятых, к пясти, этой последней к запястью и т. Д. Копию первой из означенных статуй археологи видят в "Дорифоре" Неаполитанского музея, а также в фрагментах торса Берлинского музея и в бронзовой голове Неаполитанского. Но, к сожалению, по неаполитанской статуе нельзя составить себе вполне ясного представления об оригинале, так как ее исполнитель, скульптор римской эпохи, придал фигуре Дорифора, которая в оригинале П. Изображала юношу, едва вступающего в зрелый возраст (viriliter puer), мускулистые, мощные формы, сильно напоминающие излюбленный римскими ваятелями тип гладиатора.
Равным образом едва ли вполне передают оригинал воспроизведения второй из названных статуй. Даже лучшие из них, "Диадумен" фарнесский и "Диадумен" Британского музея, мало соответствуют описанию поликлетовского "Диадумена", представлявшего, если верить преданиям, юношу с нежными, еще развивающимися формами (molliter juvenis). П. Воспроизводил также женское тело. По рассказу Плиния, лучшие скульпторы Греции — Фидий, Кресилай, Фрадмон и П. —были приглашены участвовать в конкурсе на исполнение статуи амазонки для Ефесского храма, причем им было предоставлено решить самим, чье произведение окажется превосходнейшим. Каждый из конкурентов отвел первое место своей собственной работе, а на второе все три соперника П.
Поставили его статую, вследствие чего он и был признан победителем. Повторением амазонки считают "Раненую амазонку" Берлинского музея, изображающую молодую женщину сильного сложения, с крепкими мускулами, но вообще с плавными, округлыми формами. Некоторое отступление от реалистического направления П., выразившегося в вышеперечисленных скульптурах, замечается в исполненной им для аргосского храма хризоэлефантинной статуе Геры, свободным повторением которой, быть может, следует признать фарнесскую Геру Неаполитанского музея. О П. История говорит также как об архитекторе. Ему приписывается постройка театра и одеона в Эпидавре. Ср. Friederichs, "Der Doryphoros des Polyktet" (Б., 1869). Conze, "Beiträge zur Geschichte der griech.
Plastik" (Галле, 1869). Michaelis, "Tre statue Policletee" (в "Annali dell Instituto archeol.", Рим, 1878).А. А. С—в..
Дополнительный поиск Поликлет
На нашем сайте Вы найдете значение "Поликлет" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Поликлет, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 8 символа