Политика

116

Этим термином обозначают. 1) одну из социальных наук, 2) совокупность реальных фактов, изучаемых ею, и 3) так назыв. Политическое искусство. П. Как наука имеет довольно неопределенное содержание. Для Аристотеля П. Была наукой о государстве, такою же она оставалась до последнего времени. Еще Рошер, напр., в предисловии к своей "П." заявляет, что он понимает слово П. В аристотелевском смысле, как историческое учение о государстве, и сообразно с этим включает в свой трактат только учение о различных государственных формах. Как общее учение о государстве понимают политику также Вайц, Дальман и многие другие. Были попытки обратить П. В учение об обществе и слить ее с социологией (Бенуа), но вообще в настоящее время установилось преимущественно иное, более узкое понимание этой науки.

С увеличением суммы знаний о государстве аристотелевская П. Обратилась в целый цикл "государственных наук", из которого выделились политическая экономия, наука о финансах, статистика и различные юридические дисциплины, в том числе государственное право как наука о строении государства и об отношении между верховной властью, ее органами и подданными. Из государственного права многие (Блунчли, Гольцендорф и др.) выделяют "общее учение о государстве" как самостоятельную науку, по своему содержанию всего ближе подходящую к П. Аристотеля. Однако и у этих писателей П. Не имеет общего определения. Для Блунчли это наука, рассматривающая "преимущественно течения и изменения государственной жизни", вообще — теория государственной жизни и ее изменений, противополагаемая науке права как теории государственного состояния.

П. Относится к праву, как динамика к статике. Подобные же определения дают Фрёбель, Цёпфль, Ешер. Моль определяет П. Как "науку о средствах, которыми осуществляются в действительности цели государства. К этому определению примыкает Гольцендорф, внося в него только поправку о необходимости для науки самостоятельного изучения целей государства. Для него "объектом П. Могут быть все события и явления человеческой жизни и деятельности, которые находятся в связи с сознательным стремлением к осуществлению целей государства". Б. H. Чичерин также считает П. Наукой о способах достижения государственных целей. Определение Блунчли, понятое буквально, слило бы П. С историей или философией истории и лишило бы ее самостоятельного места в ряду наук.

Но Блунчли ограничивает свое определение, признавая предметом П. Только те явления жизни, которые "служат средствами для достижения государственных целей или направлены к известным задачам общественной жизни". Таким образом, П. В современном смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно стремиться или действительно стремится государство, и тех средств, которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки о государстве П. Имеет не много общего, так как учение о революциях, напр., в ее состав не входит. С наукой права она тоже не сливается, являясь необходимым ее дополнением и завершением. Так, напр., госуд. Право изучает структуру государства — но при одинаковом составе, при одинаковой организации госуд.

Строй в различных странах или в разное время может действовать в диаметрально противоположных направлениях. Вот эти-то направления деятельности и изучает П. Другой пример. Уголовное право изучает наказание как главный способ борьбы государства с преступлением. Но даже при строго установившемся правовом порядке остается довольно широкое поле для того или иного применения наказаний, в особенности благодаря институту помилования и амнистий. Вот это-то применение наказания сообразно с задачами данного исторического момента и входит в содержание П. При рационалистическом складе убеждений прежних писателей о П. Они ставили общую цель для всякого государства и затем рассматривали средства, которые могут наикратчайшим путем вести к ее достижению.

Наиболее яркими образцами такого отношения к П. Являются произведения Платона ("Политик", "Государство", "О законах"). Исторический склад всех наук в XIX в. Привел к убеждению, что ни общей для всех государств цели, ни общих для всех государств средств быть не может. Благодаря этому П. Приняла более реальный и, в частности, исторический облик. Она строится обязательно на фундаменте государственного права и истории. Даже в одном государстве не может быть одной общей цели. Государство всегда состоит из многих разнообразных общественных групп, из которых каждая преследует свои собственные интересы. Борьба этих групп определяет ход государственной жизни. Таким образом, в содержание П. Как науки прежде всего вводит учение о действующих в государстве силах, которые по отношению к государственным целям являются политическими партиями (см.).

Подобно термину история, которым обозначается как самый ход прошлой жизни человечества, так и наука, его исследующая, термином П. Обозначается не только наука, но и совокупность действительных стремлений государства и средств, применяемых для их осуществления. Поэтому можно говорить о разумности или неразумности П. Того или другого государства, того или другого государственного деятеля, о "коварной П. Англии", "эгоистической П. Бисмарка" и т. П. В П. Часто различают два главных направления. "П. Реальных интересов" и "П. Идеалов", или "П. Принципиальную". Первая стремится к достижению непосредственных выгод, вторая — к торжеству общих принципов права и справедливости. В пример первой приводят обыкновенно П. Пруссии и Германии в эпоху Бисмарка, а также П.

Англии, в пример второй — П. Священного Союза или П. России на Балканском полуо-ве. Это разделение не выдерживает исторической критики. Осуществление известных идеалов всегда тесно связано с реальными интересами. П. Делится на иностранную, или внешнюю, часто называемою высшей П., и П. Внутреннюю. Политика внешняя завершает собой науку международного права. Внутренняя П. Делится на П. Финансовую, торговую, уголовную, церковную, социальную и т. Д. Каждому виду государственной деятельности соответствует какая-нибудь отрасль политики. Колониальная и таможенная П. Занимает как бы середину между иностранной и внутренней П. Совокупность технических правила для управления государством и для осуществления его задач — правил, частью построенных на науке П., частью внушаемых непосредственно гением отдельного человека — составляет П.

Как искусство.Литература политики громадна. Кроме древних сочинений Платона, Аристотеля, Макиавелли, Бодена, Гуго Гроция, Монтескье и др., кроме сочинений по частным вопросам, см. В. Constant, "Cours de politique constitutionnelle" (П., 1816—20. 2 изд., Лабуле, П., 1872). Buchez,, "Traité de politique et de science sociale" (Париж, 1866). Herrenschneider, "La religion et la politique de la société moderne" (П., 1867). Jules Simon, "La politique radicale" (П., 1868). Baillet, "Forces des États" (П., 1868). Parieu, "Principes de la science politique" (2 изд., П., 1875). Funck Brentano, "La politique. Principes, critiques, réformes" (П., 1893). Benoist, "La politique" (П., 1894). Dahlmann, "Die Politik, auf den Grund und das Maas der gegebenen Zustände zurückgeführt" (1 т., единственный, Геттинген, 1835.

2 изд., Лпц., 1847). Fries, "Politik oder philosophische Staatslehre" (Иена, 1848). Walter, "Naturrecht und Politik im Lichte der Gegenwart" (Бонн, 1863). Mohl, "Staatsrecht, Völkerrecht und Politik" (Тюбинген, 1862—69). Waitz, "Grundzüge der Politik" (Киль, 1862). Fröbel, "Theorie der Politik (Вена, 1864). Bluntschli, "Gesch. Des allgemeinen Staatsrechts und der P. Seit dem XVI J. Bis zur Gegenwart" (Мюнхен, 1864. Есть рус. Пер.). Его же, "Politik als Wissenschaft" (Штутгарт, 1876). Escher, "Handbuch der praktischen P." (1863). Huhn, "P., Grundzuge der praktischen Staats-Kunst" (Лпц., 1865). Holtzendorff, "Prinzipien der P." (B., 1869, 2 изд., 1879). Roscher, "Р." (Штутг., 1892, 2 изд., 1893). Ratzenhofer, "Wesen und Zweck der Politik" (Лпц., 1893).

H. Spencer, "Social Statics" (Л., 1851). С. Lewis, "Treatise of the methods of observation and reasoning in politics" (Лондон, 1852). Sidgwick, "The elements of politics". Treitschke, "P." (Лпц., 1897. Посмертное издание). Стронин, "Политика как наука" (СПб., 1872). Чичерин, "П." (М., 1898). Для греческого учения о П. Важно соч. Oncken, "Die Staatslehre des Aristoteles". Литературу по истории П. Отдельных государств см. При исторических очерках этих государств.В. В—в..

Значения в других словарях
Политехнический музей

См. Музеи.. ..

Полити

(Politi) — итальянские ученые. Андриан П., живший в XVII в., написал "Ordo romanae historiae legendae" (Рим, 1627). Александр П. (1679—1752), профессор философии во Флоренции и геологии в Генуе, написал "Philosophia peripatetica ex mente sancti Thomae" (Флоренция, 1708), "De patria in testamentis condendis potestate libri IV" (1712), "Eustathii commentarii in Homeri Iliadem" (Флоренция, 1730—1735), "Martyrologium romanum castigatum" (Флоренция, 1751). Джованни П. Составил "Jurisprudentiae eccles..

Политики

(malcontents) — партия, образовавшаяся во Франции в 1573 г., во время религиозных войн. Целью ее было установить спокойствие в государстве путем дарования веротерпимости. Ядро партии составляли искренние патриоты, которым паписты дали название "политиков". Во главе П. Стояли герцог Алансонский (брат короля), принц Конде, Генрих Монморанси, Данвилль и др. П. Вступили в союз с гугенотами и обратились к Генриху III с просьбой созвать государственные чины для умиротворения страны. К П. Присоединилис..

Политипаж

См. Гравирование.. ..

Дополнительный поиск Политика Политика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Политика" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Политика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа