Поминовение усопших

77

Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, который связывали живых с умершими во время земной жизни последних. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном П. Усопших. По евангельскому учению, Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы (Лук. XX, 38). Свящ. Писание удостоверяет, что спасительная сила молитвы неисчерпаема, если мы просим по воле Сына Божия (1 Иоан. V, 14 — 15). Христос умер и воскрес, чтобы обладать мертвыми и живыми, и Сам сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие Его пришествия (1 Пет. III, 19). Молитвенное П. Усопших считалось благочестивым и богоугодным делом еще в церкви ветхозаветной. Существовал обычай преломлять над умершими хлебы (Второз.

XXVI, 14. Иерем. XVI, 7), при гробах их раздавать неимущим (Тов. IV, 17), по случаю кончины ближних налагать на себя пост (1 Цар. XXXI, 13. 2 Цар. I, 12. III, 35), что, конечно, соединялось и с соответственными молитвами. Иуда Маккавей принес жертву за воинов, умерших в грехе взятия военной добычи от даров идольских, которыми благочестивый не должен был осквернять рук своих, а народ обратился к Богу с молитвой о совершенном изглажении их греха (2 Маккав. XII, 39 — 45). В христианской церкви обычай поминать умерших к концу II и началу III в., по удостоверению Тертуллиана и св. Киприана, установился уже твердо. С тех пор, как образовалось общественное богослужение христианское, моление за усопших является частью, постоянно к составу его принадлежащей.

Об этом свидетельствуют все древние литургии, как те, которые употреблялись или употребляются в церкви православной (св. Иакова, брата Господня, св. Василия Вел., св. Иоанна Златоустого, св. Григория Двоеслова), так и литургии церкви западной (римская, испанская, или мозарабская, галликанская и другие), а равно и литургии инославных обществ, издревле отделившихся от православной церкви. Иаковитов, коптов, сирийцев, несториан и армян. С особенной ясностью о П. Усопших упоминают Постановления апостольские (кн. VIII, гл. 12, 13, 41, 42). Мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которые особенно прилично поминать усопших (см. Поминальные дни). Отцы и учители церкви последующего времени, изъясняя смысл поминовения усопших и показывая истинный образ его в молитвах, совершении бескровной жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что П.

Усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей церкви. Оно восторжествовало над заблуждением ариан, отрицавших пользу молитв для умерших. В церквах западных обычай упоминать усопших не был в таком общем употреблении, как на Востоке. Иоанн Котелерий, в замечаниях своих на дни П., приводит мнения Амвросия, Августина и других западных отцов, но утверждает, что церквам латинским мало были известны дни поминовения, строго сохраняемые на Востоке. Хотя западная церковь сохранила обычай П. Усопших, но она значительно ослабила его истинный смысл и значение своим учением об огне чистилищном (см. Чистилище). Лютеране, отвергнув значение евхаристии как жертвы за живых и умерших, а также молитвенное призывание святынь и вообще всякое общение между членами церквей земной и загробной, естественно должны были отвергнуть уместность и значение молитв за умерших.

См. Епископ Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (том V, Киев, 1891). Митроп. Макарий, "Православно-догматическое богословие" (т. II, СПб., 1868). Прот. Т. Никольский, "О молитве за умерших" (СПб., 1827). Митроп. Моск. Сергий, "О П. Усопших" (М., 1844). Прот. Дебольский, "Дни богослужения православной католической восточной церкви" (т. II, СПб., 1882). П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (M., 1890). Прот. А. Полотебнов, "Общение живых и умерших" (М., 1891). Епископ Александр, "Поминовение усопших по учению православной церкви" (М. 1889). "О необходимости и спасительных плодах П. Усопших" (изд. Афонского Пантелеймонова м-ря. М., 1895). И. Трусковский, "Руководство к обличительному богословию" (Могилев, 1889).

Л. Епифанович, "Записки по обличительному богословию" (Новочеркасск, 1891)..

Значения в других словарях
Поминки

Представляют собой одно из проявлений древнего культа мертвых и состоят в особом торжественном столовании, имевшем некогда значение жертвоприношения умершему, которое и теперь еще сохраняется у так наз. Диких племен. С течением времени П. Утратили всякий реальный смысл и обратились в простое переживание древнего обряда. Переживание это встречается среди всех почти культурных народов. П. Бывают двух родов. Частные, имеющие в виду одного какого-нибудь умершего, и общие, устраиваемые для всех покой..

Поминовение

Молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви, за литургией, основанное на вере в силу и действенность этого П. Перед Богом для вечного блага и спасения поминаемых. П. Это делается или самим причтом, по имеющимся в церкви спискам (древние диптихи и синодики. Вечное поминовение), или по особому каждый раз желанию того или другого лица, которое подает с этою целью свое "поминанье" (см.).. ..

Помис

(Давид де Pomis) — итальянский еврей, врач и филолог (1525—1587). Жил в Риме, а после декрета Павла IV против евреев переселился в Венецию, где издал. Перевод Экклезиаста с примечаниями, "Discorso intorno a l'humana miseria" (Венеция, 1572), "Brevi discorsi et efficacissimi ricordi per liberare ogni citta oppressa dal mal contagloso" (1577), "Tzemach David" (1587. Еврейско-итальяно-латинский словарь, весьма ценный), "Enarratio brevis de senum affectibus praecavendis atque curandis" (Венеция, 158..

Помлазка

В Чехии народный пасхальный обычай, когда парни и девушки стегают друг друга молодыми вербовыми ветками и откупаются писанками-краслицами. Обычай этот упоминается уже в чешских памятниках XVI ст. Чешской П. Вполне отвечает русский обычай стегать близких людей в Вербное воскресенье на здоровье, сберегать освященную вербу в доме и выгонять ею весной скот в поле. См. Cenek Zibrt, "Staročeske vyročni obyčeje" (1877—81). О сходных обрядах — в "Поэтических воззрениях славян на природу", Афанасьева (см..

Дополнительный поиск Поминовение усопших Поминовение усопших

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Поминовение усопших" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Поминовение усопших, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 19 символа