Почта

104

I(от новолат. Posta, сокращено из statio posita — станция с переменными лошадьми) — государственное установление для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, произведений печати, товарных проб, посылок, денежных сумм, а в некоторых государствах — и для перевозки пассажиров на лошадях (там, где нет железных дорог). I. Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально удовлетворялась через посредство гонцов, которые приносили сообщения, как устные, так и письменные или облеченные в символическую форму. Ассирийская легенда повествует о гонцах, которые разносили повеления Семирамиды по всем краям ее царства. В Египте в эпоху XII династии существовали профессиональные гонцы, которые развозили царские приказы вплоть до Азии.

В Персидской монархии учреждены были ангары (см.). В Греции правительства имели в своем распоряжении пеших посланцев (ήμερόδρομος). В римской республике для правительственных и частных целей существовали гонцы (cursores, statores, позднее viatores и tabellarii, от tabella — дощечка для письма), а также частные предприниматели, отдававшие в наймы повозки и вьючный скот (cisiarii и jumentarii). Их коллегии объединялись в одну корпорацию. При Августе возникла римская государственная П. (cursus publicus). В более крупных центрах учреждены были станции (maosiones, позднее stationes), которые служили для отдыха и ночевки путешествующих и обыкновенно отстояли одна от другой на день пути. Между каждыми двумя mansiones устроены были 6 — 8 mutationes для перемены лошадей.

Спешные пакеты пересылались через конных курьеров (veredarii), путешествующие перевозились в легких повозках (rheda), разного рода кладь — в телегах (clabularia). Пользование государственной почтой разрешалось лишь в государственных целях и определенным должностным лицам. В спешных случаях целые военные отряды перевозились средствами cursus publicus. В виде исключения и на основании особых разрешений (diplomata, evectiones, tractoriae) государственной П. Могли пользоваться и другие лица, путешествующие чиновники, особенно ветераны, а впоследствии — церковнослужители, что подавало повод к различным злоупотреблениям. Главное заведование государственной П. Было сосредоточено в руках одного из высших государственных чинов сначала praefectus.

Praetorio, со времени Константина — magister officiorum. Управление ею в провинциях принадлежало наместникам, при которых для заведования технической частью П. Состояли специальные prefecti vehiculorum, позднее — procuratores cursus publici. Поставка лошадей и др. Средств передвижения составляла натуральную повинность окрестного населения, на которое содержание П. Ложилось крайне тяжким бременем. Хотя деятельность римской государственной П. И ограничивалась правительственными надобностями, но она имела крупное значение. Благодаря превосходной сети дорог, безопасности и порядку сообщений, а также обширной переписке гражданских и военных властей, на станциях государственной П. Развилось необычайно оживленное, движение.

Расстояния от Британии до Кавказа и от устья Рейна до Ливийской пустыни могли быть преодолеваемы в сравнительно краткие сроки. Если Цезарь, пользуясь переменными частными лошадьми, мог делать 100 миль в день, то Тиверий, с помощью cursus publicus проезжал в день расстояние вдвое большее. Из важнейших провинций известия получались в Риме ежедневно. На станциях более оживленных дорог содержалось по 20 — 40 упряжных лошадей и мулов. Организация эта продержалась до падения западно-римской империи. Карл Великий и его преемники не сделали серьезных попыток к восстановлению римской государственной П. Учреждение гонцов, существовавшее при Каролингах, примыкало к народному делению на марки и, при быстром распадении монархии, не получило широкого развития.

В мусульманском халифате возникла, в VII ст., правильная П., услугами которой, в ограниченных размерах, могли пользоваться и частные лица. В средневековой Европе, при раздробленности госуд. Власти, пересылку известий принимали на себя, главным образом, отдельные духовные и светские корпорации. В обмене мыслей всего более нуждалась тогда церковь, как потому, что ее устройство покоилось на начале централизации, так и потому, что в течение долгого времени она являлась единственной носительницей умственной жизни народов. Архивы церковных учреждений и регесты римской курии свидетельствуют, что еще в самом начале средних веков происходил оживленный обмен посланий между главой католической иерархии и членами ее.

Но на существование специально церковного института гонцов или курьеров нет указаний. Лишь между многочисленными разветвлениями духовных орденов поддерживались правильные сношения, через посредство странствующих монахов. В землях немецкого ордена для этой цели возникла специальная администрация и учреждены были станции для перемены лошадей. При университетах, куда учащиеся стекались из самых различных стран, также образовались корпорации профессиональных гонцов, пользовавшиеся разными привилегиями. В XII — XIII ст. Славились гонцы Университетов в Болонье, Салерно, Неаполе, Монпелье, Тулузе, позднее — гонцы Парижского университета. Цех мясников, совершавших для своих закупок обширные путешествия, принимал на себя, по соглашению с городами и купеческими гильдиями, перевозку писем и посылок.

В некоторых городах южной Германии это вменено было цеху мясников в обязанность, взамен чего он освобождался от общинных повинностей. Таким образом образовалась так назыв. "П. Мясников" (Metzger-Post), просуществовавшая до конца XVII ст. И местами получившая значение государственного установления (в Вюртемберге). С развитием городских вольностей, одним из важнейших средств сообщения в средние века явился институт городских гонцов, который с XIV ст. Существовал почти повсеместно, но особое развитие получил в крупных торговых центрах Германии и Италии. Из многочисленных дошедших до нас регламентов городским гонцам (в Кельне, Майнце, Нордгаузене — XIV ст., в Страссбурге — 1443 г., в Аугсбурге — 1552 г., в Бреславле — 1573 г.

И т. Д.) видно, что они состояли в ведении городского совета, которому под присягой обязывались подчиняться. Они не получали жалованья ни от общины, ни от отдельных корпораций или купеческих гильдий. Выступая из города в определенные дни, они, верхом или пешком, в установленные сроки, доставляли по назначению корреспонденцию городского управления, равно как и письма и посылки горожан, с которых взимали плату по таксе. Прочное и широкое развитие институт городских гонцов получил благодаря союзам городов на Рейне и в Нижней Германии. Гонцы рейнского городского союза поддерживали правильные сообщения от Кельна и Майнца через Франкфурт в Нюрнберг. Своей точностью в соблюдении сроков славились гонцы ганзейских городов, поддерживавшие сообщения между Гамбургом, Бременом, Амстердамом и Антверпеном, а также на восток через Штеттин, Данциг и Кенигсберг вплоть до Риги.

В южн. Германии первое место занимали гонцы Аугсбурга. Помимо линий на Нюрнберг (трижды в неделю), Линдау и Регенсбург, они поддерживали сообщения с Италией. В Венецию они прибывали через Бреннер в восемь дней. Современная централизованная П. Зарождается с усилением государственной власти. Во Франции Людовик XI эдиктом 19 июня 1464 г. Учредил королевских курьеров (maîtres coureurs royaux). По всем его владениям раскинута была сеть станций для перемены лошадей. Во главе всей организации стоял grand maître. Эта П. Предназначалась исключительно для надобностей правительства. Королевским курьерам, под страхом смертной казни, воспрещено было исполнять поручения частных лиц. В патенте Карла VIII от 27 янв. 1487 г. Королевские курьеры названы chevaucheurs en postes.

Вскоре после того не только во Франции, но и в Германии и Италии названием почты стали означать всю совокупность установлений, которые учреждались государством или под контролем государства для пересылки как правительственной, так и частной корреспонденции и для перевозки пассажиров. Первый опыт организации П. В этом смысле слова на широких международных началах сделан был членами рода Таксис из Бергамо, принявшими на себя поддержку сообщений между габсбургскими владениями. В 1500 году Францу фон Таксис присвоен был титул capitaine et maistre des postes в Нидерландах и Бургундии. По договору, заключенному в 1504 г. С королем Филиппом Красивым, Франц фон Таксис обязался учредить и содержать П. Между Нидерландами и дворами императора и королей французского и испанского.

Эта организация, имевшая сначала весьма скромные размеры, — на каждой станции содержалось по одной лишь лошади — была в 1516 г. Значительно расширена. Почтовые линии для соединения с габсбургскими владениями в Италии были продолжены до Рима и Неаполя, число лошадей на каждой станции доведено до двух, а сроки перевозки П. Сокращены. Курьеры учрежденной Таксисами П. Пробегали расстояние от Брюсселя в Париж летом в 36, зимой — в 40 часов, в Лион — в 3,5 и 4 дня, в Бургос — в 7 и 8, в Инсбрук — в 5 и 6, в Рим в 10,5 — 12 дней. В договоре 1516 г. Было оговорено, что должностные лица перевозятся по П. За половинную плату, откуда (равно как и из других указаний) можно с уверенностью заключить, что организованная Таксисами почта хотя и предназначалась, главным образом, для надобностей королевской службы, но с самого начала была открыта и для пользования частных лиц.

Возведенный в 1520 г. Императором Карлом V в звание "chief et maistre général de noz postes par tous noz royaumes, pays et seigneuries", Иоанн Баптист фон Таксис явился основателем "почтовой династии Таксисов", отдельные ветви которой, действуя в Нидерландах, Испании и Германии, оказали большие услуги в деле развития почтовых сообщений. Основная почтовая линия Брюссель — Вена — Италия была вскоре расширена ветвями на Париж и южную Францию и почтовыми сообщениями между Нюрнбергом, Франкфуртом на Майне и Шафгаузеном. На севере П. Таксисов доходила до Гамбурга. Несмотря на свое испано-нидерландское происхождение, П. Таксисов, благодаря отношениям основателей ее к германскому императорскому дому, пустила особенно прочные корни в Германии.

В 1595 г. Имп. Рудольф II включил звание ген.-почтмейстера, которое носили Таксисы, в число имперских должностей. В 1615 г. Имп. Матфий признал это звание наследственным в роде Таксисов, который в 1686 г. Был причислен к имперским княжеским родам и предъявлял притязания на исключительное право содержать П. В пределах Германии. Эти притязания встречались с непреодолимыми препятствиями. Прежде всего П. Таксисов, которая с самого начала содержалась на их собственные средства и страх, неизменно сохраняла характер частного предприятия. Хотя императоры и возвели ее на степень имперского установления, но в противоречии с этим стоял тот факт, что в наследственных своих землях сами императоры упразднили эту П., заменив ее государственной.

Остальные государи Германии стремились к учреждению в своих владениях собственной правительственной П. И в императорских привилегиях дому Таксисов усматривали посягательства на свои верховные права. С ослаблением имперской власти, почта Таксисов могла удержаться лишь в более мелких южно- и среднегерманских государствах. Здесь она существовала до упразднения империи, а союзным актом 1815 г. Была восстановлена, причем за отдельными правительствами признано было право выкупать почтовую монополию дома Таксис. Когда, в начале 1867 г., дом Таксисов за вознаграждение в 3 млн. Талеров отказался от своих притязаний в пользу Пруссии, почтовая территория его обнимала еще 17 германских государств. Идея почтовой регалии, т.

Е. Исключительного права правительства содержать в пределах государственной территории почтовые учреждения, впервые выдвинута была в конце XVI стол., а в XVII стол. Стала проводиться в жизни. Первым из германских государей, учредившим правительственную П. И признавшим за ней характер монополии, был великий курфюрст Фридрих-Вильгельм (1646). Его примеру последовали другие значительные имперские чины. Тогда же содержание П. Стали рассматривать не только как право, но и как обязанность правительств. Уже в начале XVIII стол. Были государственные деятели (напр., Фридрих-Вильгельм I в Пруссии), которые отрешнлись от фискальных воззрений на П. И видели ее задачу в удешевлении почтовых тарифов и возможно большей доступности почтовых сообщений для населения.

В отличие от Франции, где пересылка писем (poste aux lettres) была объявлена казенной монополией, но наряду с правительственной П. Стояли частные предприятия по перевозке пассажиров (messageries), в более крупных германских государствах деятельность правительственной П. Обнимала как пересылку писем и товаров, так и перевозку пассажиров. Целесообразной организацией славилась правительственная П. Саксонии, Браунуншвейг-Ганновера, Гессена, особенно же Бранденбург-Пруссии. По главной прусской линии Клеве — Мемель П. С 1655 г. Отходила дважды в неделю. Из Кенигсберга в Берлин она прибывала в 4 дня, из Кенигсберга в Клеве — в 10 дней. Это была быстрота для того времени необыкновенная. Помимо ветвей на Гамбург, Штеттин, Лейпциг и Бреславль, почтовые сообщения поддерживались на западе с Голландией, на востоке — с Варшавой и шведской почтой в Риге.

В деле перевозки пассажиров Пруссия, однако, уже в конце XVIII в. Превзойдена была странами с более благоустроенными дорогами. Тем более поразил современников успех, достигнутый Пруссией в 1821 г., когда были учреждены так наз. Nagler'sche Schuellposteh, с удобными для путешествуюших экипажами. Коренной переворот в почтовом деле вызван был распространением железных дорог и пароходства. Путем сочетания железнодорожных и пароходных линий открылась возможность установления правильных почтовых сообщений между самыми отдаленными странами. Первый опыт в этом направлении сделан был в 1835 г. Состоявшим на английской службе лейтенантом Th. Waghorn'ом, организовавшим англо-индийскую П., которая на пароходах перевозилась из Марселя в Александрию, оттуда сначала по каналу Махмудиэ, а впоследствии по железной дороге в Суэц, затем снова пароходами доставлялась в Бомбей и Калькутту.

Ныне эта П. Через туннель Мон-Сени доставляется в Бриндизи, откуда почтовыми пароходами прямо перевозится через Суэцский канал в Индию и страны Дальнего Востока. Благодаря согласованию времени прихода атлантических пароходов с поездами Тихоокеанской жел. Дор. В Сев. Америке, а этих последних — с исходящими из Ванкувера и С.-Франциско пароходными линиями, получается в настоящее время возможность переслать письмо из Европы в Японию в 30 — 35 дней. Будучи немедленно отправлено из Японии дальше (на Индию), такое письмо может совершить кругосветное путешествие в 85 дней. В ближайшем будущем, с завершением Великой Сибирской жел. Дороги, путешествие из Европы в Японию сократится дней на шесть, и письмо обойдет земной, шар менее чем в 80 дней.

По мере того как сеть железных дорог расширяется и разветвляется, а число ежедневных поездов увеличивается, возрастает и число П., ежедневно приходящих и отходящих в данной местности. К этому присоединяются улучшения, вводимые в организацию самого почтового дела устройством, напр., сельской почты, установлением дешевой и единообразной почтовой таксы, введением целого ряда новых почтовых операций (см. Ниже). В телеграфе (см.) П. Находит могущественное содействие и завершение, вследствие чего все почти государства, по примеру Германии, объединили почтовое дело с телеграфным, к большой выгоде для обоих ведомств. Наконец, международные почтовые сношения находят себе прочную почву и гарантию в организации всемирного почтового союза (см.

Ниже), охватывающего ныне все культурные страны. II. Организация П. В отдельных государствах. В Австро-Венгрии в XVI ст. Одновременно действовали П. Таксисов и правительственная, но вскоре последняя окончательно вытеснила первую. С 1623 г. Австрийская П. Состояла в наследственной аренде графов фон Паар. В 1722 г. Эксплуатация почтовых сообщений перешла в руки правительства. До 1867 г. Было одно общее управление для австрийской и для венгерской П. В настоящее время почтовая часть в Цислейтании состоит в ведении министерства торговли и соединена с телеграфной. Почтовые учреждения распределены по 10 почт.-телегр. Округам, управляемым почт-директорами. Для производства почтовых операций учреждены почтамты, которые делятся на казенные (ärarische Postämter) и не казенные.

Последние существуют в менее значительных пунктах и управляются по договорам с казной лицами, не состоящими на государственной службе. Кроме того, в связи с почтово-пароходными линиями австрийского Ллойда, в пределах Европ. И Азиат. Турции, существуют 31 австр. Почтовое учреждение. В Венгрии существует самостоятельное почтовое управление, подчиненное венг. Министру торговли. Почтово-телеграфных округов 9. Обе половины австро-венгерской монархии, несмотря на различие почтовых знаков, в почтовом отношении составляют одну территорию, но совершенно разграничена финансовая сторона дела, а во всемирном почтовом союзе каждой части монархии предоставлен самостоятельный голос. В Англии зачатки П. Встречаются около середины XIV в.

В эпоху королевы Елизаветы существовали уже верховые гонцы. Иаков I учредил для своей заграничной корреспонденции специальную П. Карл I сделал пересылку писем как за границу, так и внутри страны монополией государства и учредил почтовые экспедиции в Англии и Шотландии. Содержание П. Он сдавал на откуп за 7000 фун. Стерл. По закону 1710 г., заведование почтовой частью в Англии, Шотландии и Ирландии, а также в колониях вверено General Post Office, этим же законом впервые установлена общая такса для писем. Значительное ускорение в пересылке писем достигнуто было реформой 1784 г., когда, по инициативе Джона Пальмера, верховые гонцы были заменены почтовыми каретами (mail coaches). Развитие почтовых сношений в Англии тормозилось непомерно высокими таксами, равно как неповоротливостью почтового механизма.

Новая эпоха в истории почтового дела в Англии открылась с введением в 1840 г., по предложению Р. Гилля, единообразной и умеренной таксы для писем. Эта реформа, в связи с распространением железных дорог и пароходных линий, довела почтовые сообщения Англии до высшей степени развития. В Англии же впервые введены почтовые переводы и устроены почтовые сберегательные кассы. Почтовую часть, вместе с телеграфной, ведает в General Post Office, глава которого, ген.-почтмейстер (Postmaster General), входит в состав кабинета. Постоянное руководительство почтовым делом принадлежит трем секретарям, которые не находятся в зависимости от перемены министерств. Почтовые учреждения ведаются центральным управлением непосредственно, окружных установлений не существует, и лишь для ведения надзора все местные почтовые учреждения распределены между 16 инспекторами (Surveyor).

Сверх того в Эдинбурге имеет пребывание Surveyor General для Шотландии, а в Дублине — секретарь для Ирландии. Почтовые учреждения подразделяются на Head Offices и Sub Offices. Сверх того для облегчении обращения писем в городах существуют Town Letter Receiving Offices. В Лондоне, который один отправляет и получает около 80% всех писем, пересылаемых по англ П., существует 12 Head Offices, 91 Sub Offices и до 900 Receiving Offices. В Бельгии П., вместе с телеграфом и жел. Дорогами, состоит в ведении особого министерства. Все государство в почтовом отношении разделено на 7 округов. Почтовые операции производятся почтамтами (perceptions), почтовыми агентами (sous-perceptions) и вспомогательными почтовыми местами в селениях (dépots и dépots-relais).

В Нидерландах правительственная П. Впервые установлена в 1752 г. Главное управление П. И телеграфов входит в состав министерства торговли и путей сообщения. Почтовые операции ведутся почтовыми конторами (postkantoren) и вспомогательными почтовыми местами (hulpkantoren). В Германии объединение П. Осуществилось с 1868 г. На территории северогерманского союза. При основании германской империи последняя приняла на себя ведение почтового дела во всех государствах, вошедших в состав империи, за исключением Баварии и Вюртемберга, сохранивших самостоятельные почтовые управления. Почтовое дело предоставлено имперскому законодательству, которое распространяется и на Баварию и Вюртемберг. Внутреннее законодательство последних регламентирует только таксы для почтовых отправлений, не выходящих за пределы их территории.

Центральным управлением имперско-германской почты является "имперское почтовое ведомство" (Reichspostamt), подчиненное имперскому канцлеру и состоящее в ведении статс-секретаря по почтовым делам. С 1875 г. В нем сосредоточивается и управление телеграфами. В 1874 г. Учрежден почтовый музей — богатые коллекции предметов, относящихся до письмен и способов составления и пересылки известий у всех народов, всех времен. Вся территория германской имперской П. Разделена на 40 почтово-телеграфных окр., состоящих в ведении обер-почт-директоров. При них состоят советники для исполнения поручений, архитекторы (Postbauräte) для возведения почтово-телеграфных зданий и почт-инспекторы для производства ревизий. Везде, где только обширность сношений не требует специальных телеграфных и телефонных учреждений, последние соединены с почтамтами (Postämter), которые, сообразно значению местности, подразделены на три разряда.

Четвертым разрядом почтовых учреждений являются почтовыя агентства (Postagenturen), которые вверяются не специальному чиновнику, а кому-либо из местных обывателей (почтовому агенту), не оставляющему и частных своих занятий. Перевозкой П. По железным дорогам заведуют 33 разъездных почтамта (Bahnpostämter). В значительных селениях, где нет почтовых учреждений, устроены вспомогательные почтовые пункты (Postbilfstellen), которые производят продажу почтовых марок, прием и выдачу простой корреспонденции, а местами принимают и внутренние телеграммы. Образцовое устройство германской П. Многим обязано недавно умершему Стефану (см.), за время управления которого число почтовых учреждений возросло с 4520 в 1870 г.

До 2 683 в 1895 г. (с Баварией и Вюртембергом — 31786), число пересланных писем — с 857 млн. (в том числе открытых писем 7 млн.) до 2360 млн. (в том числе открытых писем 443 млн.), число пересланных газет — с 191 млн. До 890 млн., число пересланных посылок — с 7 млн. До 443 млн., число международных отправлений — с 68 млн. До 132 млн. Германия — одна из немногих стран, где П. Принимает на себя и перевозку пассажиров. Для почтовых сообщений с заокеанскими странами Германия располагает субсидируемыми от правительства почтово-пароходными линиями, которые поддерживают почтовые сообщения Германии с Дальним Востоком, Австралией и Вост. Африкой. Германией учреждено несколько почт. Агентств в Азии, Полинезии и Африке. Помимо прямого своего назначения, германские почт.

Учреждения служат органами государственного страхования (см.), выполняя в этой роли массу работы по приему и производству платежей. В них же производится продажа гербовых марок и вексельной бумаги. Для выполнения обширных своих функций германская имперская П. Располагала в 1895 г. Персоналом в 148961 чел. Почтовых агентов к концу января 1898 г. Состояло 8335, в том числе 1449 трактирщиков, 1375 ремесленников, 1298 сельских хозяев, 1174 купца, 1084 учителей. В Баварии П. Таксисов была заменена правительственной в 1808 г. В настоящее время почтовая часть, соединенная в 1886 г. С телеграфной, вверена дирекции почт и телеграфов, принадлежащей к составу министерства двора и иностранных дел. Дирекции подчинены 6 обер-почтамтов.

В Вюртемберге правительственная П. Была уччреждена в 1819 г., но П. Таксисов продержалась до 1851 г. В настоящее время почтовую часть ведает главное управление П. И телеграфов, подчиненное министру иностранных дел. В ведении главного управления действуют местные почтамты, с почтовыми агентствами. В Дании гонцы, содержавшиеся отдельными городами и иностранными купцами, были в 1624 г. Заменены правильно организованным институтом гонцов, заведование которым совет Копенгагена вверил особому комитету из 4 купцов. В средине XVII ст. Частные предприниматели, содержавшие П., учредили конно-пассажирскую П. Между Копенгагеном и Гамбургом. В 1711 г. П. Перешла в руки правительства. В настоящее время П. Ведает главное управление, входящее в состав министерства внутренних дел.

Гренландия и Вест-Индские острова имеют свои почтовые учреждения, не подчиненные главному управлению. В Испании уже в конце XIII в. Существовали цехи гонцов, название которых — correos — перешло и на современную П. Почтовые учреждения Таксисов были в Испании заменены правительственными в 1716 г. В настоящее время П. И телеграф состоят в ведении министерства внутренних дел и в лице генерал-директора имеют общего главу, но затем управление ими разделено. В каждой провинции образована почтовая дирекция. Почтовые операции производятся почтамтами (estafetas) и почтовыми агентствами (carterias). Почтовое дело в колониях вверено министерству колоний. В Португалии П. Учреждены в XVI ст. И до конца XVIII ст. Предоставлялись, в качестве лена, частным лицам.

В настоящее время П. Ведает главное управление П., телеграфов и маяков, которое входит в состав министерства публичных работ и действует через посредство двух окружных установлений, в Лиссабоне и Опорто. В Италии, после ее объединения, замена одной П. Прежде существовавших семи встречала затруднения в значительном различии культурности северных и южных провинций, а также в громадном числе безграмотных. Тем не менее, почтовое дело достигло в Италии значительных успехов, будучи в некоторых отношениях приспособлено к особенностям страны. Так, напр., при более значительных почтамтах устроены особые помещения для составления писем. При итальянских консульствах принимаются почтовые переводы (vaglia postali consolari), чтобы облегчить итальянцам, живущим за границей, пересылку сбережений на родину.

С 1889 г. Заведование почтовым делом, соединенным с телеграфной частью, вверено особому министерству, которое для надзора за провинциальными установлениями располагает 10 инспекторами. В каждой из 69 провинций образована почтово-телеграфная дирекция. Почтамты (Ufizi) делятся на два класса. Сверх того существуют почтовые агентства (Colletorie). Вне Италии итальянские почтовые учреждения существуют в Тунисе, Триполи, Ла-Голетте и Сузе. Во Франции П. Впервые предоставлена была пользованию частных лиц Генрихом III (1576), которым обнародована была почтовая такса и точно установлены сроки отхода и прихода П. Наряду с королевской П., принимавшей на себя не столько пересылку писем, сколько перевозку товаров и пассажиров, до XVII в.

Действовали гонцы Парижского университета и частные почтовыя предприятия. При Генрихе IV конная П. (poste aux chevaux) была реорганизована и сделана доступнее для частных диц. Пересылка писем по правительственной почте стала принимать более значительные размеры со времени Ришелье, издавшего в 1627 г. Таксу для писем. Монополией правительственной П. Пересылка писем сделана лишь в 1681 г. Содержание П., как по пересылке писем, так и по перевозке пассажиров, сдавалось на откуп. Конец этой системе положила революция. Конная П. Была упразднена и перевозка пассажиров предоставлена частным предпринимателям. С тех пор в управлении почтовой частью во Франции преобладала фискальная точка зрения. Только в 1878 г. Франция, примкнув ко всемирному почтовому союзу, вступила на иной путь, понизив таксы и введя ряд облегчений в пользовании почтовыми сообщениями.

Тем не менее, и поныне Франция значительно отстала в этой области от своих соседей, вследствие чего в настоящее время деятельно разрабатываются проекты почтовых реформ. В 1877 г. Почтовое ведомство было соединено с телеграфным и выделено из министерства внутр. Дел в самостоятельное министерство почт и телеграфов, упраздненное в 1886 г. С тех пор заведование почтовой частью сосредоточено в главном управлении почт и телеграфов (Direction générale des postes et télégraphes), которое до 1889 г. Было подчинено министру финансов, а ныне входит в состав министерства торговли и промышленности. Для проведения телеграфов и других технических служб учреждены 15 округов, заведуемых директорами-инженерами (directeurs-ingénieurs).

Для эксплуатации почтово-телеграфных сообщений в каждом департаменте учреждена почтово-телеграфная дирекция, с директором почт и телеграфов во главе. Для перевозки П. По жел. Дорогам — 8 округов, с особыми директорами. Ревизионная часть поручена четырем генерал-инспекторам. Для производства почтовых операций имеются учреждения трех классов. Bureaux composés в более крупных центрах, bureaux simples в менее значительных пунктах и приемные пункты с почтовыми ящиками (facteurs-boîtiers) в селениях. Обширные морские почтовые сообщения, которые Франция поддерживает как со своими колониями, так и с другими странами, вверены частью разъездным бюро (agents embarqués), частью наблюдательным комиссиям (commissions de surveillance) в морских портах.

Почтовая организация Франции распространена и на Алжир. В Тунисе, со времени оккупации его Францией, почтовая часть устроена по французскому образцу. Французские почтовые учреждения содержатся в Танжере (Марокко), Триполи, Александрии, Шанхае, Тяньцзине и Занзибаре, а также в Константинополе и в некоторых др. Пунктах Европ. И Азиатской Турции. В Швейцарии П. В прежние века была во многих кантонах предоставлена отдельным фамилиям. Объединенная в эпоху Гельветической республики (1798—1803), П. Была затем вновь раздроблена между правительствами кантонов. С 1848 г. Она составляет регалию союзного правительства и состоит в ведении департамента П. И жел. Дорог, которому подчинены дирекции 11 округов. Почтовые операции производятся почтовыми бюро трех классов, а в менее значительных селениях учреждены почтовые пункты.

Благодаря притоку туристов, почтовая часть достигла в Швейцарии чрезвычайно широкого развития. Едва ли найдется хотя бы одна гостиница, привлекающая путешественников, при которой не было бы почтового учреждения. Швейцарская П. Славится и своими превосходными учреждениями для перевозки пассажиров. В Швеции госуд. П. Учреждена в 1636 г. Перевозка как почтовых тюков, так и пассажиров лежала на обязанности известных категорий землевладельцев, получавших за то сравнительно ничтожное вознаграждение. Повинность эта отменена в 1870 г. С тех пор П. Добывает необходимые ей перевозочные средства путем свободного соглашения с частными предпринимателями. П., не соединенную еще с телеграфной частью, ведает главное управление, подчиненное министру финансов.

Окружных установлений нет. В Норвегии на землевладельцах (skydskaffer) лежала раньше такая же почтовая повинность по доставке лошадей и подвод, как и в Швеции. В настоящее время П., операции которой ограничиваются пересылкой корреспонденции, денег и посылок не свыше 12 кг, получает перевозочные средства от предпринимателей, на основании контрактов. Для морских сообщений она пользуется широко разветвленными пароходными линиями. В 1897 г. Норвежское правительство открыло почтовое учреждение на Шпицбергене (в Адвент-Бае), начинающем привлекать туристов. Заведование П., раньше принадлежавшее морскому министерству, ныне сосредоточено в министерстве внутренних дел, которому непосредственно подчинены почтовые учреждения.

В Турции П. И телеграф состоят в ведении главной почтово-телеграфной дирекции, которая самостоятельно ведает свои доходы. В каждом вилайете действует директор П., которому подчинены почтовые конторы. Для пересылки своих отправлений турецкая П. Всего больше пользуется пароходами, затем железными дорогами. Внутри страны почтовая кладь перевозится, где возможно, в телегах, а затем на въючных жнвотных, сопровождаемых особыми верховыми гонщиками. Однообразная такса для писем, независимо от расстояния, введена в 1888 г. Деньги пересылаются исключительно звонкой монетой, зашитой в свертках. Корреспонденция доставляется лишь в места нахождения почтовых контор. Германия, Австро-Венгрия, Франция, Англия и Греция содержат в Константинополе и в др.

Турецких городах собственные почтовые учреждения. Русские почтовые учреждения существуют как в Константинополе, так и в остальных портах, где останавливаются пароходы русского общества пароходства и торговли, на средства которого они содержатся. Поэтому эти русские почтовые учреждения пользуются не общегосударственными знаками почтовой оплаты, а имеют свои особые знаки, под названием "Восточной корреспонденции" (марки в 1, 3, 5 и 10 к. Бандероли в 6 к.). В Греции главное управление П. И телеграфов входит в состав министерства внутренних дел. Ему подчинены 9 окружных управлений. Большинство мелких почтовых учреждений действует только летом, так как зимой, вследствие разлива горных рек, сообщения внутри страны не могут быть правильно поддерживаемы.

Это положение вещей изменяется с расширением сети жел. Дорог. В Румынии, Сербии и Болгарии учреждены правительственные П. По европейскому образцу, причем в Румынии и Болгарии почтовая часть соединена с телеграфной. В Соединенных Штатах Сев. Америки П. Является, согласно конституции, регалией союзного правительства. Заведование ею сосредоточено в Post Office Department, глава которого — генерал-почтмейстер — входит в состав кабинета. С переменой кабинета большей частью выходят в отставку и 4 состоящих при нем assistants. Расширение почтовых сообщений рассматривается как могущественное средство к культивированию девственных стран. Дело это ведется с величайшей энергией, невзирая на издержки. Данные о росте почтовых сообщений в Соединенных Штатах приведены в нижеследующей таблице:----------------------------------------------------------------------------| Годы.

| Число почтовых | Почтовые тракты  || | учреждений.  | (в англ. милях). ||--------------------------------------------------------------------------|| 1789 | 75 | 2275  ||--------------------------------------------------------------------------|| 1800 | 900  | 20817 ||--------------------------------------------------------------------------|| 1850 | 18589 | 180052 ||--------------------------------------------------------------------------|| 1880 | 48012 | 329400 ||--------------------------------------------------------------------------|| 1890 | 62401 | 428000 ||--------------------------------------------------------------------------|| 1895 | 70096 | 456026 |---------------------------------------------------------------------------- В 1897 г.

Число почтовых учреждений в Соединенных Штатах достигло 71022. Но из этой массы почтовых учреждений, которые все подчинены центральному управлению непосредственно [Окружные установления существуют лишь по надзору за перовозкой П. По железных дорогам.] и подразделяются на 4 класса, большинство производит почтовые операции в ограниченных размерах. Почтовых учреждений первых трех классов — так назыв. Президентских (Presidential Offices), начальники которых назначаются генерал-почтмейстером на 4 года по соглашению с сенатом и обыкновенно меняются вместе с переменой президента Штатов, — в 1897 г. Считалось 3762. Почтовые переводы на всякую сумму принимались в 1897 г. В 20031 учреждении, а учреждений, принимающих переводы на сумму не свыше 5 долларов и вовсе не имеющих права выплачивать деньги по переводам, было 1051.

Международные переводы принимались в 3011 учреждениях. По закону, во всех городах с 10000 или более жителей, а равно в городах, дающих 10000 долларов почтовых доходов и предъявивших соответствующее требование, должна быть установлена бесплатная доставка посылок. Пока она введена в 627 городах. В Соедин. Штатах П. Дает казне убыток. В 1897 г. (финансовый год оканчивается 30 июня) получился дефицит в 11,4 млн. Долл., при общей сумме доходов в 82,66 млн. Долл. Этот неблагоприятный финансовый результат объясняется обилием правительственной корреспонденции, но еще более тем обстоятельством, что чрезвычайно низкая такса, установленная первоначально для газет (1 цент с фунта), была затем распространена на сборники и новые издания книг под бандеролью, означенные как "повременные издания" (periodicals), равно как на обратную пересылку изданий, газет и книг не проданных.

Тем не менее, конгресс не со.

Значения в других словарях
Почкосложение

Листья и листочки околоцветника в почках занимают известное расположение по отношению друг к другу, а также каждый обыкновенно бывает сложен определенным образом. Расположение листьев относительно друг друга называется почкосложением, или листосмыканием (foliatio s. Aestivatio). Различное расположение одних частей листа по отношению к другим того же листа называется листосложением (vernatio). П. Бывает. 1) Створчатое (f. Valvata), когда листья вовсе не прикрывают друг друга, а только касаются кр..

Почобут

(Мартин Poczobut, 1729—1810) — проф. Астрономии в Вильне. Получил образование в Вильне у иезуитов. Изучал математические науки и греческий азык. С 1777 г. Был ректором Университета и директором обсерватории, основанной его стараниями в 1773 г. Из астрономических работ П. Особенно заслуживают внимания наблюдения над Меркурием, послужившие Лаланду материалом для составления новых астрономических таблиц. Труды его. "Początki geometryi, dzieło Clairaut, przeklad z francuskiego" (Вильна, 1772), "Calc..

Почта (дополнение к статье)

В течение 1899 — 1905 гг. В организации П. В России произошли следующие важнейшие изменения. 24 июня 1900 г. Утверждены правила о привлечении железнодорожных станций и волостных правлений всех местностей империи, за исключением Царства Польского, к производству почтовых операций (см.). Законом 9 февраля 1904 г. Действие этих правил распространено и на Царство Польское. В связи с установлением с 20 декабря 1898 г, международного обмена маловесных посылок (colis postaux), оплачиваемых не с точного..

Почта (листок)

— юмористический листок, выходивший в Москве, в 1858 г., в подражание сатирическому журналу "Весельчак".. ..

Дополнительный поиск Почта Почта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Почта" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Почта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 5 символа