Пресвитер

102

(πρεσβύτερος, presbyter) — древнейшее каноническое (т. Е. Усвоенное древним церковным законодательством — правилами апостолов, вселенских и поместных соборов,) название второй степени христианского таинства священства (у нас в России ныне в церковных документах, в актах государственных и церковно-юридических, а также в общежитии — "священник"). Во времена апостолов пресвитерами часто назывались епископы и, наоборот, епископами — пресвитеры (см. Деян., ХХ, 17—18, 28. 1 Петр., V, 2. Тит., I, 5, 7. 1 Тим., III, 1, 2, 7. V, 17 и др.) не в смысле обозначения иерархической степени тех и других, а лишь в древнем общенарицательном смысле слов "епископ" и "пресвитер" для указания на личные качества, обозначаемые этими словами в буквальном их смысле.

Если, говоря о христианском епископе, хотели указать на его старческий возраст и свойственную ему мудрость, его называли пресвитером (старец, старейшина). Тех пресвитеров, которые были поставлены самими апостолами и находились под их непосредственным руководством, хотя и без права посвящения других в пресвитеры или диаконы, называли епископами (надзирателями, управителями). В смысле возраста, пресвитерами называли себя даже апостолы Петр (1 Петр., V, 1) и Иоанн (2 Иоан., I, 1. 3 Иоан., I, 1). Вероятно, к епископам и пресвитерам относились одинаково и другие нарицательные названия, присваиваемые в книге Деяний и в Посланиях апостольских лицам, стоявшим во главе той или другой церковной общины. Пастыри (ποιμένες — Ефес., IV, 11), вожди (ήγούμενοι — Евр., XIII, 7, 17, 24), предстоятели (προεστόμενοι, praepositi, antistites — 1 Сол., V, 12.

Римл., XII, 8), председатели (προέδροι, praesidentes), иереи (ιερεύς). Обязанности пресвитеров, как видно из Деяний и Посланий апостольских и творений св. Отцов II и III вв., были следующие. 1) преподание благословения верным. 2) председательствование в собраниях верных в отсутствие епископа. В его присутствии пресвитер занимал второе место. 3) оказывание поучений с благословения епископа, которому это право принадлежало главным образом. 4) совершение таинств и священнодействий. В храме епископ восседал на седалище возвышенном (tronus celsus), пресвитеры — на седалищах, стоявших ниже (tronus secundus). Если при епископе служили несколько пресвитеров, то они образовывали около него полукруг (corona ecclesiae, spiritualis corona, circuli presbyterii).

В римских катакомбах найдены фресковые изображения таких coronae ecclesiae, относящиеся к древнейшему времени. При посвящении нового пресвитера пресвитеры во время руковозложения епископского имели право возлагать на него свои руки (соб. Карф. IV). Корпорация пресвитеров при епископе называлась пресвитерия (πρεςβυτέριον, presbyterium, πρεςβύτειον, συνεδρον του πρεςβυτερίον, senatus ecclesiae, senatus Christi, consiliarii episcopi, consilium ecclesiae). На соборах П. Занимали места во втором ряду, позади епископов (подписи их имеются на многих соборных актах). На Западе без собора пресвитеров епископ не постановлял ничего, относящегося к церковной дисциплине (Карфаг. Соб., IV, 22, 23. Соб. Толедский, VI). В отсутствие епископа, а также по его смерти или по удалении его с кафедры до назначения ему преемника пресвитерий исправлял его обязанности (кроме посвящений — см.

Посл. Киприана, V, Х и XXI, послание Игнатия к антиохийцам). В средние века на Западе пресвитерий заменен капитулом (см.). Терминологически, в смысле обозначения именно второй степени священства с ее специальными обязанностями, название πρεςβύτερος в первый раз встречается в Деяниях апостолов, XIV, 23, при рассказе о поставлении апостолом Павлом через рукоположение пресвитеров во все церкви Дервии. Листры, Иконии и Антиохии. Затем в посланиях к Тимофею и Титу говорится о рукоположении пресвитеров епископами, каждым в своей епархии (1 Тим., V, 17, 19, 22. IV, 14. 2 Тим., 1, 6). В избрании пресвитеров принимала участие и паства, т. Е. Миряне. Климент Римский и Игнатий замечают, что поставление П. "совершалось с согласия всей церкви" (т.

Е. Прихода, для которого они избирались). Климент Александрийский упоминает об избирательном списке кандидатов на пресвитерство (έκλογή), составлявшемся паствой. Участие ее в выборе П. Совершалось столь чинно, что император Александр Север (III в.) ставил выборы кандидатов на пресвитерство в христианских общинах в пример для выбора гражданских чиновников. Лаодикийский собор (IV в.) отменил участие паствы в выборе П. (см. Павлов, "Об участии паствы в делах церкви", Казань, 1866). Участие мирян в избрании кандидатов на пресвитерство не означало участия их в посвящении их. Оно было только свидетельством о их достоинствах и качествах. Благодать, характеризующую пресвитерство, преподавало лишь руковозложение епископа.

По мнению протестантских ученых, П. И епископ имели сначала одну и ту же степень и достоинство. Различие между ними появилось лишь в III в. Название "П." указывает на достоинство, а "епископ" — на должность, совмещенные в одном лице. Это мнение имело свои зачатки еще в IV в., но тогда же было отвергнуто церковью. Чем дальше, тем подробнее выясняется в учении церкви и в творениях св. Отцов значение пресвитерства как второй степени священства. Отцы церкви IV-го и последующих веков (Григорий Богослов, Златоуст, Амвросий, Иероним, Григорий Двоеслов и др.) в своих творениях подробно разработали богословское учение о священстве. В умственном отношении избираемый в П. Должен быть достаточно образован в богословии, знать хорошо церковные правила (поэтому к пресвитерству не допускались новообращенные ко Христу).

В неблагоприятные для образования периоды уровень требований от П. Несколько понижался (например в IX и след. Веках на Западе). В России на соборах Владимирском (1274), Стоглавом (1551) и Большом московском (1667) определено довольствоваться тем, чтобы кандидат на пресвитерство "хорошо знал грамоту". По ныне действующему у нас церковному праву требуется, чтобы П. Окончил курс богословского образования в духовной академии или семинарии. Лишь в виде исключения позволяется допускать в П. И не окончивших курса благонадежных диаконов, а также лиц светских, на экзамене у архиерея доказавших достаточность своих познаний в богословии. В нравственном отношении от кандидата в П. Требуется безупречное поведение. Возраст для вступления в пресвитерство определен еще в IV в.

— 30-летний. Это правило, от которого часто отступали, подтверждено Св. Синодом в 1869 г. В физическом отношении не считаются препятствием к священству телесные недостатки, за исключением таких, которые служат препятствием для надлежащего исполнения священнических обязанностей (глухота, слепота и т. Д.). В 1885 г. В П. Позволено посвящать и без предварительного прохождения низших должностей в клире. Женой П. Может быть только православная. В древности брак для П. Не был обязателен, но не было и принуждения к безбрачию. Со времени появления ересей стригольников и жидовствующих неженатых не посвящали в П. Действующие ныне правила (с 1869 г.) дозволяют возводить в П. Как вдовых после первого брака, так и неженатых, заявивших желание навсегда остаться безбрачными.

Ср. Духовенство и Клир. См. "О происхождении новозаветной иерархии" ("Правосл. Собеседник", 1868). "Догматич. Богословие" преосв. Макария и Сильвестра (в главе "О священстве"). П. И. Нечаев, "Практич. Руководство для священнослужителей" (СПб., 1893). Schaff, "Geschichte d. Apostolischen Kirche" (Лейпциг, 1854). Lechler, "Das apostolische und das nachapostolische Zeitalter" (Штуттгарт, 1857).Н. Б—в..

Значения в других словарях
Пресбургский комитат

В Венгрии, на левом берегу Дуная. 4311 кв. Км. Малыми Карпатами рассекается на две равные части. Западная, пограничная с Нижней Австрией часть комитата, орошаемая Моравой, состоит местами из болотистой или песчаной почвы. Остальные части очень плодородны. Жителей в 1890 г. 331370, словаки, мадьяры и немцы, преимущественно католики (24000 человек евангелического исповедания и 21000 евреев). Скотоводство, земледелие, оживленная торговля и промышленность.. ..

Пресбургский мир

Заключен между Австрией и Францией 26 декабря 1805 г. После битвы при Аустерлице (2 декабря) союз между Австрией и Россией потерял почву. Император Франц II лично прибыл в главную квартиру Наполеона для переговоров. По Пресбургскому миру существование Германской империи было прекращено. У Габсбургской монархии были отняты владения в Западной Германии, Тироль, Венеция и вся Венецианская область. В Неаполе и Голландии основаны бонапартовские династии. Курфюрсты баварский и вюртембергский возведены..

Пресвитериане

Кальвинисты, преимущественно XVI и XVII вв., в Англии, Шотландии и североамериканских английских колониях, державшиеся пресвитериально-синодального устройства церкви (см. Пресвитерианство). В Шотландии направление это возобладало с самого начала Реформации. В 1560 г. Под влиянием Нокса был установлен пресвитерианский строй. В 1578 г. Он был дополнен Мельвилем, в 1592 г. Получил утверждение парламента и был признан государственной церковью Шотландии. В царствование Иакова I и Карла I, старавшихся..

Пресвитерианство

Так называлось то из направлений реформации XVI в., которое выдвигало на первый план вопросы церковного устройства и настаивало на возвращении к первоначальному строю христианской церкви, признавая лишь сан пресвитера, избираемого народом, и отрицая епископат, как позднейшее искажение. Оно требовало также участия в церковном управлении светских лиц — "старейшин" (по выбору или кооптации), отделения церковного управления от государственного и федеративного устройства церкви в пределах национально..

Дополнительный поиск Пресвитер Пресвитер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пресвитер" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пресвитер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 9 символа