Присяга клятва

81

— клятва именем Божиим, произносимая в установленной законом форме перед св. Крестом и Евангелием, с поднятием правой руки кверху (в книге пророка Иезекииля Господь Бог неоднократно представляется клянущимся с поднятой рукой в подтверждение даваемого обещания или показания). Историческое происхождение П. В смысле клятвы именем Божиим весьма древнее (см. Кн. Быт., XXII, 16). В государственной и общественной жизни она считается нужной для поддержания взаимного доверия между людьми и рассматривается как необходимое условие правосудия. Клятва произносится каждым по его вере и закону (Св. Зак., т. I, ст. 34). Приводя к П., священник обязан указать смысл, важность и значение этого обряда и объяснить, что он не только не противен Богу, но освящен Им Самим (Быт., XXII, 16.

Евр., VI, 13, 16 и 17) и св. Апостолами (2 Кор., I, 23) и что слово Божие восстает только против злоупотребления клятвой (Лев., XIX, 12. Матф., V, 34. Срав. XIV, 7. Марк., VI, 14—29). При этом священник отнюдь не должен касаться самого существа дела, по которому совершается П., и возбуждать к тем или другим лицам, прикосновенным к делу, сочувствие или несочувствие (разъясн. Угол. Кассац. Дпт. 1867 г. За № 383). Но он может указывать на последствия ложной клятвы. Законы церковные отлучают клятвопреступников от церкви, как язычников и мытарей, и запрещают им причащаться св. Таин в течение 10 лет (65 прав. Василия Великого). Священник не имеет права уклоняться от приведения к П. Тех или других лиц, по требованию подлежащей власти и в случаях, указанных законом (ук.

Св. Синода 11 ноября 1866 г.). Св. Синод признал возможным допустить приглашение судебными следователями священников в местности и вне их оседлости (опред. 19 октября 1873 г. И октября 1874 г.). Относительно совершения самого обряда П. Нет определенных постановлений ни в канонах церковных, ни в богослужебных книгах. Обыкновенно он совершается перед аналоем среди церкви. Евангелие при П. Может быть открываемо на какой угодно странице, хотя многие священники предлагают целовать при П. Первые слова Евангелия от Иоанна "в начале бе Слово". См. П. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей" (СПб., 1892). П. Забелин, "Права и обязанности пресвитеров по основным законам христианской церкви и по церковно-гражданским постановлениям русской церкви" (Киев, 1888).По действующим у нас законам П.

Дается в следующих случаях. 1) на верность подданства воцарившемуся императору и законному его нacледнику (Св. Зак., т. I, ст. 33). К П. Этого рода приводятся все вообще подданные мужского пола, достигшие 12-летнего возраста, всякого чина и звания, не исключая и крестьян. Каждый приводится к П. По распоряжению своего начальства, в церкви. Иноверцы, где нет церкви их исповедания, приводятся к верноподданнической П. В присутственном месте (прим. 1 к ст. 34, т. I, Св. Зак., разд. 1). Умеющие писать подписывают присяжный лист. Обыкновенно этот лист подписывается и священником, приводившим к П. Иностранцы, желающие вступить в русское подданство, приводятся к П. (т. IX, ст. 1540). По распоряжению губернаторов и губернских правлений (т. IX, ст. 1541 и т.

II, Общ. Учрежд. Губ., ст. 406 и 746, п. 10). Члены Императорского Дома обоего пола по достижении совершеннолетия приносят по высочайше установленным церемониалам торжественную П. Как в верности царствующему государю, так равно в соблюдении права наследства и установленного фамильного распорядка. П. Эта утверждается подпиской. Лица мужского пола вместе с П. Приносят П. На верность службы. 2) На верность службы при первоначальном определении чиновников на службу, а равно и при вступлении на службу после отставки, при производстве в чины и при назначении на другие должности П. Не повторяется. Приводятся к П. Избранные на должности сословных старшин купеческой, мещанской, ремесленной управы и др., а также гласные земских собраний и городских дум перед началом первой после выбора их сессии.

Крестьяне, избранные на сельские и волостные должности и утвержденные в них, также приводятся к П. (т. IX, Зак. О сост., ст. 812 и пр.) в приходских церквах в праздничный или воскресный день. Наконец, приводятся к П. Лица, избранные на должности церковных старост и утвержденные в них. При избрании же церковных старост на второе и далее трехлетие П. Не повторяется. Из общего правила о П. Сделано исключение только для тех должностей и званий, служебных и неслужебных, для которых законом положительно установлены особые клятвенные обещания, например для членов Св. Синода и Государственного совета, для чиновников государственной канцелярии и т. П. (Св. Зак. Изд. 1876 г., т. III, кн. 1, ст. 185—191). При вступлении в отправление некоторых должностей по судебному ведомству требуется принесение особой П.

Лица, назначенные в первый раз на должность судьи, вступающие в число присяжных поверенных и присяжных стряпчих, назначенные на должности нотариуса, судебного пристава, присяжного переводчика и присяжного фотографа, приводятся к П. Каждый по обряду своего вероисповедания, в публичном заседании всех департаментов или отделений того судебного учреждения, при котором они будут служить, причем, кроме обещания хранить верность государю императору и исполнять законы империи, судьи дают обещание творить суд по чистой совести без всякого в чью-либо пользу лицеприятия, присяжные поверенные — не писать и не говорить на суде ничего, клонящегося к ослаблению церкви, государства, общества, семьи и доброй нравственности, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы своих клиентов, а остальные лица — исполнять добросовестно все обязанности принимаемой должности, не превышать своей власти и ограждать вверяемые им интересы, как свои собственные.

Присяжные заседатели, призываемые к рассмотрению уголовных дел, дают клятвенное обещание приложить всю силу разумения к тщательному рассмотрению как обстоятельств, уличающих подсудимого, так и обстоятельств, его оправдывающих, и подать решительный голос согласно с тем, что увидят и услышат на суде, по сущей правде и убеждению совести, не оправдывая виновного и не осуждая невинного. Присяжные заседатели приводятся к П. Каждый по обряду своего вероисповедания, духовными лицами их веры. В случае отсутствия духовного лица того иноверного исповедания, к которому принадлежит кто-либо из присяжных, он приводится к П. Председателем суда. От лиц, принадлежащих к вероучениям, не приемлющим П., отбирается только соответствующее П.

Торжественное обещание. По судебным уставам 1864 г. Присяжные заседатели приводились к П. После составления присутствия присяжных. При таком порядке присяжным заседателям нередко приходилось повторять П. По нескольку раз в день, чем нарушалась торжественность этого обряда. Поэтому законом 3 июня 1894 г. Установлено, что все присяжные заседатели, вызываемые для участия в рассмотрении дел на известный период, приводятся к П. В особом публичном заседании, которым открывается каждый период заседаний с их участием.В гражданском процессе.

Значения в других словарях
Присяга в войсках

Нижние чины, поступающие по призыву, приводятся к П. Два раза. В воинских присутствиях, непосредственно вслед за принятием на службу, и затем по окончании новобранцами одиночного образования, перед постановкой их в ряды (обыкновенно в апреле или в мае). Эта вторичная П., введенная в 1884 г., производится при особо торжественной обстановке. В частях, имеющих знамена и штандарты, под ними, в полевой артиллерии — перед фронтом орудий, в крепостной артиллерии — на валганге главной крепостной ограды,..

Присяга в гражданском процессе

(juramentum) — в гражданском процессе религиозный обряд, заключающийся в удостоверении показаний стороны призванием Бога во свидетеля правды. Цель этого обряда как судебного доказательства — устранение спора. П. Постепенно вытесняла древние суды Божии (поединки, испытание огнем и водой и т. П.). Применение ее значительно развилось уже в римском гражданском процессе, но еще в большей — в древнегерманском [О присяге в древнерусском процессе — см. Ропта.]. Следует различать. 1) П. Добровольную (jur..

Присяга, клятва

Клятва именем Божиим, произносимая в установленной законом форме перед св. Крестом и Евангелием, с поднятием правой руки кверху (в книге пророка Иезекииля Господь Бог неоднократно представляется клянущимся с поднятой рукой в подтверждение даваемого обещания или показания). Историческое происхождение П. В смысле клятвы именем Божиим весьма древнее (см. Кн. Быт., XXII, 16). В государственной и общественной жизни она считается нужной для поддержания взаимного доверия между людьми и рассматривается ..

Присяжные заседатели

См. Суд присяжных.. ..

Дополнительный поиск Присяга клятва Присяга клятва

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Присяга клятва" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Присяга клятва, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 14 символа