Пурушамедха

74

(санскр. Purushamedha — человеческая жертва) — древний обряд принесения в жертву человека у ведийских индусов, который необходимо отличать от позднейших аналогичных обрядов в честь богини Дурги или Кали. Едва ли можно сомневаться в существовании таких жертв в ведийскую эпоху, не говоря уже о более раннем времени. Индийские тексты относятся к П. Различно. В одних обряд П. Изображается вполне устаревшим, так что сообщается даже имя лица, совершившего его в последний раз, хотя и протестуется против его отмены (так в Шатапатхе-брахмане). В других, напротив, говорится о нем, как имеющем полную силу, притом с сухими и наивными подробностями, не допускающими сомнения в реальности факта. С помощью П. Можно получить от богов то, что не было достигнуто посредством лошадиной жертвы (ашвамедха).

С последней П. Сходна и ритуалом. Объект П., брахман или кшатрий, покупаемый за 100 коней или 1000 коров, остается целый год на свободе (как и лошадь, обреченная в жертву), причем может удовлетворять все свои желания (кроме полового). По совершении жертвы, происходят и некоторые другие обряды, аналогичные обрядам в ашвамедхе. Что обычай П. Не выдуман брахманами, а ведется из доведийской еще эпохи, доказывается тем, что объектом жертвы может быть и брахман. Скорее в интересах брахманов было вывести этот обряд, и, действительно, в пуранах (см.) его уже нет. П. Является, очевидно, пережитком из первобытной эпохи, когда такие обряды существовали и не у диких индусов. Едва ли можно отрицать и возможность массовых человеческих жертв, о которых, например, говорит Шатапатха-брахмана и которые имеют много этнографических параллелей.См.

Weber, "Ueber das Menschenopfer bei den Indern etc." ("Zeitschr. D. Deutsch. Morgenl. Gesellsch.", т. 18). Wilson, "On Human Sacrifices in the Ancient Religion of India" ("Select Works", Л., т. II). Rajendra Lala Mitra, "On human sacrifices in anc. India" ("Journ. Of the Asiat. Soc. Of Bengal", XLV, ч. 1, 1876). Ср. Также Hillebrandt, "Ritual-Litteratur. Vedische Opfer und Zauber" (в "Grundr. Der indoarisch. Philologie" Бюлера, Страсбург, 1897, § 77), где указана и прочая литература о П.С. Б—ч..

Значения в других словарях
Пуруша

(санскр. Purusha — человек, мужчина) — в ведах (Ригведа, Атхарваведа) первичный человек, тысячерукий гигант, разорванный на куски богами и послуживший материалом для мироздания (из головы сделано небо, из членов — земля). В индийской философии П. — олицетворение человеческой души в форме маленького человечка, не толще большого пальца, сидящего в самой середине человека, в сердце, где слышно его движение, и откуда он управляет животными силами. Этот человечек может сделаться еще меньше и пролагат..

Пуруша-нараяна

(санскр. Purusha-nârâyana — П. Сын первичного человека) — в индийской мифологии первичный человек, а также и творец мира — Брахма.. ..

Пурушоттама

(санскр. Purushottama — лучший или первый из людей) — эпитет индийского бога Вишну, употребляемый и вместо его имени. Так как пуруша значит также и душа, то П. Толкуется и в значении "верховной души", т. Е. "божества".. ..

Пурц

(Изенгоф) — речка Эстляндской губернии, Везенбергского уезда, впадает в Финский залив. Длина 30 верст. Берега П. И ее притоков большей частью высокие и представляют геологический интерес по своим обнажениям пластов нижнесилурийской формации, начиная от унгулитового песчаника до Везенбергского этажа. Каменоломни.. ..

Дополнительный поиск Пурушамедха Пурушамедха

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пурушамедха" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пурушамедха, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 11 символа