Пэн
(Томас Paine) — знаменитый англо-американский публицист (1737 — 1809), родом англичанин. Происходил из небогатой квакерской семьи. Образование его ограничивалось местной школой, в которой он не выучился даже по латыни. В молодости П. Служил таможенным чиновником, был за что-то уволен от службы и в 1774 г. Очутился в Америке, с рекомендательным письмом от Франклина, с которым познакомился в Англии. Это было как раз накануне разрыва Соединенных Штатов с Англией. На громадном митинге, собранном по этому поводу, П., описав самыми мрачными красками тогдашнее правительство Англии, уверял, что от него добра не дождешься и советовал американцам объявить себя независимыми. В 1775 г. П., по поручению конгресса, свез в Англию прошение колонистов к королю.
Когда прошение осталось без ответа, он возвратился в Америку и издал брошюру "Здравый смысл" (Common Sense), в которой доказывал, что каждый народ имеет полное право устроить у себя правительство, какое ему нравится. По словам Вашингтона, брошюра П. Произвела переворот в умах. Когда состоялась декларация независимости и началась война между Англией и Соединенными Штатами, П. Отправился в лагерь Вашингтона и стал издавать газету "Американский Кризис", поддерживая мужество небольшой американской армии. Одна из его статей была, по приказанию Вашингтона, прочитана войскам вместо дневного приказа и до того вдохновила солдат, что, бросаясь в бой с англичанами, они повторяли начальные слова статьи П. "Настало время испытать силу человеческой души!".
Благодаря всему этому, П. Сделался самым популярным после Вашингтона человеком в Америке. В 1780 г., когда Чарлстоун был взят английскими войсками, и Вашингтон очутился в самом отчаянном положении, П. Предложил устроить для покрытия чрезвычайных военных расходов национальную подписку и первый подписал 500 долларов. В 1781 г. П. Был отправлен американским правительством в Париж для заключения займа и выполнил это поручение успешно. По окончании войны П. Возвратился в Англию. Вспыхнувшую в 1789 г. Французскую революцию П., наряду с Бернсом и Вордсвортом, приветствовал как зарю свободы для всего человечества. Когда в 1790 г. Борк издал свои "Размышление о французской революции", П. Возражал ему обширной брошюрой "Права человека" (The Rights for Man), в которой отстаивал естественные, прирожденные права человека.
По мнению П., человек вступает в общественный союз не для умаления прирожденных ему прав, а для их обеспечения. Уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободу мысли, свободу религиозной совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другим. Полемизируя по этому вопросу с Борком, П. Горячо защищает новую конституцию Франции, дающую право голоса всем, кто платит хоть самую ничтожную подать, и делает злую характеристику английской конституции, которая вся направлена к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Задетое за живое, правительство решилось преследовать автора брошюры. В мае 1792 г. П. Был предан суду по обвинению в оскорблении короля и конституции.
П. Не мог присутствовать на суде. Избранный членом национального конвента, он жил в Париже, поручив защиту своей книги и личности знаменитому адвокату Томасу Эрскину. Несмотря на блестящую речь Эрскина, возбудившую энтузиазм в тогдашней молодежи, присяжные признали П. Виновным. Не имея возможности засадить в тюрьму автора брошюры, правительство подвергло преследованию всех тех, у кого можно было найти ее. Как член конвента, П. Был сторонником жирондистов и всегда вотировал вместе с ними. В процессе короля он стоял за изгнание Людовика XVI и предупреждал собрание, что казнь короля будет громадной политической ошибкой, и произведет крайне неблагоприятное впечатление в Америке, где Людовик XVI очень популярен. Вместо казни он советовал отправить короля в изгнание в Америку.
Там он увидит, "как растет общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве". Монтаньяры не могли простить П. Его заступничества за короля. После падения жирондистов он был арестован, приговорен к смерти и спасся только благодаря счастливой случайности. Во время своего заключения П. Написал свое некогда знаменитое сочинение. "Век Разума" (The Age of Reason), в котором пытался приложить приемы рационалистической критики к объяснению Библии. В религиозных воззрениях П. Был последователем английских деистов. Целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 г. П. Издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политически убеждения.
В 1797 г. Он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии. В 1804 г. П. Отправился в Америку. Президент Джефферсон, помня заслуги П. Делу американской свободы, предоставил в его распоряжение целый корабль. Думая, что его и теперь примут с восторгом, П. Жестоко ошибся в своих расчетах. "Век Разума" вооружил против него религиозно настроенное американское общество. Поджигаемые духовенством, прежние друзья отвернулись от него. Он не мог перенести этого и стал искать утешение в вине. Прежняя страсть, ввиду которой M-me Ролан избегала знакомства с ним, проснулась в нем с новой силой. Он умер в Нью-Йорке, оставленный почти всеми, но спокойный, с утешительным сознанием, что прожил жизнь недаром.
"Жизнь моя, — писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, — была полезна для человечества. Я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя".П. Был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Никто так не доверял человеческому разуму, как он. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу.
К известному выражению Франклина. "Мое отечество там, где свобода", П. Сделал такую поправку. "Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть ее". Слова эти — его лучшая характеристика.См. Vale, "The Life of Thomas P." (Нью-Йорк, 1842). Moneure Conway, "The Life of P." (Лондон, 1893). Полное собрание сочинений П. ("Writings of Th. P.", collected and edited by Moneure Conway) вышло в Нью-Йорке в 1895 г.Н. Стороженко..
Дополнительный поиск Пэн
На нашем сайте Вы найдете значение "Пэн" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пэн, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 3 символа