Пэн

92

(Томас Paine) — знаменитый англо-американский публицист (1737 — 1809), родом англичанин. Происходил из небогатой квакерской семьи. Образование его ограничивалось местной школой, в которой он не выучился даже по латыни. В молодости П. Служил таможенным чиновником, был за что-то уволен от службы и в 1774 г. Очутился в Америке, с рекомендательным письмом от Франклина, с которым познакомился в Англии. Это было как раз накануне разрыва Соединенных Штатов с Англией. На громадном митинге, собранном по этому поводу, П., описав самыми мрачными красками тогдашнее правительство Англии, уверял, что от него добра не дождешься и советовал американцам объявить себя независимыми. В 1775 г. П., по поручению конгресса, свез в Англию прошение колонистов к королю.

Когда прошение осталось без ответа, он возвратился в Америку и издал брошюру "Здравый смысл" (Common Sense), в которой доказывал, что каждый народ имеет полное право устроить у себя правительство, какое ему нравится. По словам Вашингтона, брошюра П. Произвела переворот в умах. Когда состоялась декларация независимости и началась война между Англией и Соединенными Штатами, П. Отправился в лагерь Вашингтона и стал издавать газету "Американский Кризис", поддерживая мужество небольшой американской армии. Одна из его статей была, по приказанию Вашингтона, прочитана войскам вместо дневного приказа и до того вдохновила солдат, что, бросаясь в бой с англичанами, они повторяли начальные слова статьи П. "Настало время испытать силу человеческой души!".

Благодаря всему этому, П. Сделался самым популярным после Вашингтона человеком в Америке. В 1780 г., когда Чарлстоун был взят английскими войсками, и Вашингтон очутился в самом отчаянном положении, П. Предложил устроить для покрытия чрезвычайных военных расходов национальную подписку и первый подписал 500 долларов. В 1781 г. П. Был отправлен американским правительством в Париж для заключения займа и выполнил это поручение успешно. По окончании войны П. Возвратился в Англию. Вспыхнувшую в 1789 г. Французскую революцию П., наряду с Бернсом и Вордсвортом, приветствовал как зарю свободы для всего человечества. Когда в 1790 г. Борк издал свои "Размышление о французской революции", П. Возражал ему обширной брошюрой "Права человека" (The Rights for Man), в которой отстаивал естественные, прирожденные права человека.

По мнению П., человек вступает в общественный союз не для умаления прирожденных ему прав, а для их обеспечения. Уступая часть своих прав в интересах общества, он оставляет за собой свободу мысли, свободу религиозной совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другим. Полемизируя по этому вопросу с Борком, П. Горячо защищает новую конституцию Франции, дающую право голоса всем, кто платит хоть самую ничтожную подать, и делает злую характеристику английской конституции, которая вся направлена к тому, чтобы дать королю средства подкупать своих подданных. Задетое за живое, правительство решилось преследовать автора брошюры. В мае 1792 г. П. Был предан суду по обвинению в оскорблении короля и конституции.

П. Не мог присутствовать на суде. Избранный членом национального конвента, он жил в Париже, поручив защиту своей книги и личности знаменитому адвокату Томасу Эрскину. Несмотря на блестящую речь Эрскина, возбудившую энтузиазм в тогдашней молодежи, присяжные признали П. Виновным. Не имея возможности засадить в тюрьму автора брошюры, правительство подвергло преследованию всех тех, у кого можно было найти ее. Как член конвента, П. Был сторонником жирондистов и всегда вотировал вместе с ними. В процессе короля он стоял за изгнание Людовика XVI и предупреждал собрание, что казнь короля будет громадной политической ошибкой, и произведет крайне неблагоприятное впечатление в Америке, где Людовик XVI очень популярен. Вместо казни он советовал отправить короля в изгнание в Америку.

Там он увидит, "как растет общественное благосостояние при республиканском правлении, основанном на свободе и на справедливом представительстве". Монтаньяры не могли простить П. Его заступничества за короля. После падения жирондистов он был арестован, приговорен к смерти и спасся только благодаря счастливой случайности. Во время своего заключения П. Написал свое некогда знаменитое сочинение. "Век Разума" (The Age of Reason), в котором пытался приложить приемы рационалистической критики к объяснению Библии. В религиозных воззрениях П. Был последователем английских деистов. Целью его было поколебать, как он выражался, библейскую и христианскую мифологию. В 1795 г. П. Издал небольшой трактат, в котором резюмировал свои политически убеждения.

В 1797 г. Он основал, в противовес обществу атеистов, теофилантропический кружок, в заседаниях которого излагал основы своей, очищенной от суеверий, религии. В 1804 г. П. Отправился в Америку. Президент Джефферсон, помня заслуги П. Делу американской свободы, предоставил в его распоряжение целый корабль. Думая, что его и теперь примут с восторгом, П. Жестоко ошибся в своих расчетах. "Век Разума" вооружил против него религиозно настроенное американское общество. Поджигаемые духовенством, прежние друзья отвернулись от него. Он не мог перенести этого и стал искать утешение в вине. Прежняя страсть, ввиду которой M-me Ролан избегала знакомства с ним, проснулась в нем с новой силой. Он умер в Нью-Йорке, оставленный почти всеми, но спокойный, с утешительным сознанием, что прожил жизнь недаром.

"Жизнь моя, — писал он к одному из своих приятелей за несколько дней до смерти, — была полезна для человечества. Я, насколько мог, делал добро и умираю спокойно, надеясь на милосердие Создателя".П. Был типическим представителем как политического, так и религиозного рационализма. Никто так не доверял человеческому разуму, как он. Он был самоучкой, многого не знал и потому нередко говорил наивности, которые живо подхватывались его врагами. Несомненно, однако, что он отличался здравым смыслом, сильной логикой и замечательной ясностью изложения. Это был народный трибун в полном смысле этого слова, не только потому, что умел говорить языком понятным народу, но и потому, что руководящей идеей его жизни было служение народу.

К известному выражению Франклина. "Мое отечество там, где свобода", П. Сделал такую поправку. "Мое отечество там, где нет свободы, но где люди бьются, чтоб добыть ее". Слова эти — его лучшая характеристика.См. Vale, "The Life of Thomas P." (Нью-Йорк, 1842). Moneure Conway, "The Life of P." (Лондон, 1893). Полное собрание сочинений П. ("Writings of Th. P.", collected and edited by Moneure Conway) вышло в Нью-Йорке в 1895 г.Н. Стороженко..

Значения в других словарях
Пэан

(Παιάν, эпич. Παιήων) — у Гомера особое божество, врач богов, исцеляющий, например, Арея и Аида от ран (Илиада, V., 401, 899). Позже слово П. Было эпитетом различных богов, как то. Аполлона (чаще всего), Асклепия, даже раз Танатоса, бога смерти, как освобождающего от страданий (Еврипид, "Ипполит", 1373). У орфиков эпитет П. Прилагался к Гелиосу, Дионису и Пану.. ..

Пэйэнне

(Päijänne) — большое озеро в системе реки Кюммене, в которое собираются воды рек и озер средней Финляндии. См. Кюммене.. ..

Пэн Джон Ноульс

(Paine) — известный североамериканский композитор и проф. Истории муз. (род. В 1839 г.). Главные его композиции. Большая месса, оратория "Св. Петр", симфонии a-dur и c-moll, музыка к траг. "Царь Эдип", оркестров. Фантазия "The tempest" (Буря), увертюра к "Как вам угодно" Шекспира.Н. Б — н.. ..

Пэоний

Древнегреческий скульптор, родом из Менде, во Фракии, современник Фидия, трудился во 2-й половине V столетия до Р. Х. Предание приписывает ему группу восточного фронтона храма Зевса в Олимпии. До нас дошло одно несомненно подлинное произведение этого художника — снабженная его именем мраморная статуя "Победы", составлявшая обетный дар мессенцев Олимпийскому Зевсу за победу, одержанную ими при Сфактерии. Фигура богини, олицетворенной в этом изваянии, отличается удивительной изящностью форм, в осо..

Дополнительный поиск Пэн Пэн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пэн" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пэн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 3 символа