Пятидесятница
Второй из трех великих праздников древнееврейского народа. Установлен в память дарования народу закона при горе Синай, праздновался в пятидесятый день после Пасхи. П. Приходилась к окончанию жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме, куда народ отовсюду собирался огромными массами (Jos. Antiq., XVII, 10, 2). В день П. Совершилось сошествие Св. Духа на апостолов, вследствие чего праздник этот перешел и в христианскую церковь, сохранив то же самое название, заменяемое иногда и другими — день св. Троицы, сошествие Св. Духа и пр. От П. Ведется счет богослужебных недель, с их рядовыми евангельскими и апостольскими чтениями, вплоть до недели Мытаря и Фарисея (всего 32 недели), перед великим постом.А.
Л.В древности под именем П. Разумелся и весь промежуток времени, отделявший праздник Пасхи от праздника П., и праздник в память сошествия Св. Духа на апостолов, или П. В собственном смысле. В Постановлениях апостольских есть прямая заповедь праздновать П. (кн. V, гл. 20). В другом месте тех же Постановлений (кн. VIII, гл. 33) в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и П. В IV в. У Евсевия Кесарийского, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания, Златоуста, блаженного Августина и др. Часто встречается упоминание о праздник сошествия Св. Духа под именем П. Есть предание, что на месте сошествия Св. Духа на апостолов устроен был первый христианский храм, который в IV в.
Возобновлен был св. Еленой. Пятьдесят дней после Пасхи уже в древней церкви были отличены некоторыми особенностями. Так, в эти дни, как и теперь, полагалось чтение книги Деяний Апостольских. Особенную торжественность придавал празднику П. Обычай древней церкви совершать в этот день крещение над оглашенными. В VIII в. Св. Иоанном Дамаскином и Косьмою Маюмским составлены в честь праздника П. Многие песнопения, которые и ныне поет церковь. В праздник П. Непосредственно за литургией совершается вечерня, во время которой читаются священнослужителем в царских вратах, с коленопреклонением, три молитвы, составленные св. Василием Великим. В праздник П., по обычаю, храмы и дома верующих украшаются деревьями, травой и цветами. Это представляет собой начатки возобновляющейся весны, но, вместе с тем, указывает на обновление людей силой нисшедшего Духа Святого.
Посвящая пятидесятый день после Пасхи воспоминанию сошествия Св. Духа на апостолов, церковь в следующий за тем день (понедельник) прославляет особо Пресвятого Духа (см. Духов день).См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890). Прот. Г. Дебольский, "Дни богослужения православной католической восточной церкви" (т. II, СПб., 1887). Прот. К. Никольский, "Пособие к изучению устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888)..
Дополнительный поиск Пятидесятница
На нашем сайте Вы найдете значение "Пятидесятница" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пятидесятница, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 13 символа