Пятница

101

С первых веков христианства возникает почитание П., как дня крестных страданий Господа Иисуса Христа. Первое известие об этом сохранилось в "житии Константина", приписываемом епископу кесарийскому Евсевию († в 340 г.). В XI в. Преподобный Феодосий Печерский, в письме к великому князю Изяславу, рекомендовал почитание П., так как "в пяток жидове распяша Господа". Соблюдение поста в П. До того сильно привилось в русском народе, что когда был поднят вопрос о разрешении поста, если в П. Приходится один из больших праздников, то начались сильные волнения, прекратившиеся с созванием в 1168 г. Собора, который разрешил пост в П. Для праздников Рождества Христова и Богоявления. Представление о П., как о дне праздничном, вызвало в народе предположение, что день этот должен быть посвящен отдыху и праздности.

Отсюда возникло запрещение некоторых работ. Бабы не должны прясть, варить щелок, стирать белье, выносить из печи золу, мужики не могут пахать и боронить. Неисполнение этих запретов влечет за собой в будущей жизни наказание, как за грехи. На это указывает древний стих "Прощание души с телом", в котором душа ожидает для себя муку вечную, так как в П. "платье золовала, льны прядовала". В связи с этим является взгляд на П., как на день несчастный, в который нельзя предпринимать никакого дела. С другой стороны, в народе выработался взгляд на П. Как на день счастливый для свадеб и для рождений. П. Имеет также влияние на плодородие земли. Народная фантазия, столь склонная к олицетворениям, не могла не связать с П. Представления об особом лице.

Так, в "Слове св. Отца Пахомия о среде и пятке" Среда и П. Являются в виде двух ангелов, которые ведут в рай тех, кто свято проводил эти дни. Гораздо чаще является, в связи с П., представление о св. Мученице Параскеве (по-гречески Παρασκευη — пятница). В старинных месяцесловах при имени св. Параскевы упоминается и название П. "св. Параскевии, нареченные П.". В азбуковниках прямо толковалось, что Парасковия значит пяток. В представлении народа П. Часто является особой святой, память которой празднуется вместе со св. Параскевой ("св. П. Бывает на св. Параскеву"). Церкви, посвященные Параскеве, до сих пор называются "пятницкими". Св. Параскева — П. Является олицетворением дня П. По народным представлениям, она ходит по земле, следит за соблюдением своего дня, наказывает тех, кто не исполняет запретов, задает им непосильные работы и пр.

По малороссийским сказаниям, П. Ходит вся исцарапанная, истыканная веретенами, благодаря тем, кто в П. Чесал волосы или прял. Представление о П., как о христианской святой, осложнялось в народе под влиянием древних языческих верований. С П. Связалось представление о богине любви и плодородия, Ладо. Отсюда возник взгляд на П., как покровительницу свадеб и рождений, подательницу плодородия. К св. П. Обращаются девицы с молитвой о женихе. В П. Служат молебны в случае засухи, дождя, угрожающего посевам, падежей, моровой язвы. К П. Обращаются в заговорах, имеющих целью обеспечить успех жатвы. Под икону П. Кладут крестьяне плоды своего урожая и хранят их, как залог будущего урожая. Молитвы в честь св. П. Помогают от болезней. Написанные на бумаге, они имеют значение талисманов.

Празднование П. Сопровождалось очень часто различными языческими обрядами и играми, на что встречаются указания в Стоглаве и в Духовном Регламенте. Кроме почитания П. Вообще и св. П., выделяется почитание обетных и именных П. Происхождение первых основывается на обетах, данных по какому-либо случаю отдельным лицом или целым миром соблюдать П. Под названием именных П. Известны 12 определенных в году П., за соблюдение которых обещаются разные преимущества. Перечисление этих П. Находится в апокрифическом сказании "О 12 П.", очень популярном в простом народе. Существует множество вариантов этого произведения, как в стихотворной, так и в прозаической форме (см. Изд. Бессонова, "Калики перехожие", т. VI). Сказание о 12 П. Приписывается св.

Клименту, папе римскому. Оно известно по многим рукописям, на разных языках. Славяно-русские сказания имеются в двух редакциях — Элевферьевской и Климентовской. Первая известна только по славянским рукописям, вторая — по русским и европейским рукописям и по русским духовным стихам. Разница между обеими редакциями заключается в распределении П. Относительно больших праздников и в том, что в Элевферьевской преобладают воспоминания ветхозаветные, в Климентовской — новозаветные. Подробному рассмотрению сказания о 12 П. Посвящено ценное исследование А. Веселовского. "Сказание о 12 П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876 г., № 6). Почитание П. Распространено и в Италии, Испании, Франции, Германии и др. Местностях.

В П. Не предпринимают путешествий, нельзя смеяться, наряжаться, причесываться. Свадьбы, совершенные в этот день, несчастливы. Наоборот, родившиеся в П. Пользуются особенными дарами (venerini), имеют власть над духами. Чересчур усердные в П. Пряхи преследуются и на Западе, причем роль Параскевы П. Играет на Западе Берта, являющаяся олицетворением святок. Сказание о 12 П. И суеверное почитание их существует и на Западе. Лицом, олицетворяющим П., является там св. Венера, вполне тожественная нашей Параскеве. Ее житие представляет много сходных черт с житием Параскевы. К христианскому почитанию П. На Западе присоединились языческие воспоминания о П., как о дне, посвященном в древнем Риме — Венере, в Германии — Фрее (П. — Freitag).См.

Дж. Питрэ, "Письмо к А. Веселовскому о почитании П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876, № 1). А. Веселовский, "Опыты по истории развития христианской легенды" (там же 1876, №№ 1—4 и 6. 1877, № 2). Порфирьев, "О почитании Среды и П. В древнем русском народе" ("Православный Собеседник", 1859, № l). И. Ю. Некрасов, "Замечания по поводу русского народного сказания о 12 П." ("Филологические Записки", 1870, вып. III). "Пятница в народном почитании" ("Правительственный Вестник", 1894, №№ 191—193). Сумцов, "Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен" ("Киевская Старина", 1887, № 11). Афанасьев, "Поэтические воззрения славянского народа" (Москва, 1865—69).А. Г. К..

Значения в других словарях
Пятнистый олень

Или аксис (Cervus axis) — водится в Южно-Уссурийском крае. Держится постоянно стадами, менее чуток, чем марал (см.). Горячо преследуется ради пантов, которые достигают у него еще большей ценности, чем маральи. Время пантовки падает на июль. Охотятся, преимущественно, на юго-восточном склоне хребта Сихотэ-Алинь, а также на острове Аскольде (см.). В заливе св. Ольги и на Сучане содержится в маральниках до 30 П. Оленей.См. И. Домбровский "Владивосток и его окрестности" ("Природа и Охота", 1894, I)...

Пятнистый тиф

См. Тиф.. ..

Пятница Великая

Или Пяток Великий — см. Великая пятница.. ..

Пятницкий Введенский-Подольный монастырь

Женский — в Сергиевском посаде, Московской губернии, Дмитровского уезда. Существовал с XV в. Первоначально был мужским. Во время осады Троицко-Сергиевой лавры поляками монастырь был разорен. В 1621 г. Обращен в женский монастырь. В 1660 г. Упразднен и обращен в приходскую церковь.. ..

Дополнительный поиск Пятница Пятница

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пятница" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пятница, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа