Рационализм

138

Признание за человеческим разумом высшего и решающего значения. 1) в практической жизни людей и народов, 2) в науке и 3) в религии. В первом отношении Р. Сталкивается с житейским консерватизмом и с "историческим воззрением", во втором — с эмпиризмом, в третьем — с традиционализмом, супранатурализмом и мистикою. Во всех этих столкновениях необходимо с обеих сторон различать право от притязаний. Несомненно, что в известном смысле разуму принадлежит решающий голос оттносительно всякого явления и в жизни, и в науке, и в религии. Пределы верховных прав разума зависят от самой его природы, поскольку он есть сила контролирующая, а не творческая. Ни в жизни, ни в науке, ни в религии разум не рождает и не перерождает из самого себя никакого действительного содержания, а только обусловливает формально своими логическими требованиями самосознание и самооценку данной действительности, а через это делает ее способною к переходу в новые, лучшие образы бытия.

Когда против Р. Утверждается, что жизнь получает свои высшие начала не из разума, а из истории, то следует решить, приписывается ли здесь истории определенный смысл или нет. Если приписывается, то этот действительный смысл в своем развитии составляет столько же рациональное, сколько и историческое основание человеческой жизни. Если же никакого определенного смысла за ходом истории не предполагается, то нет мерила для различения между случайными и необходимыми историческими явлениями и против Р. Выставляется только слепой произвол. Верховные права разума в области науки оспариваются во имя опыта. Но и тут есть недоразумение. Мы все познаем из опыта, но самый опыт обусловлен природою разумного мышления, так как если бы мы не мыслили по принципу тождества, противоречия, достаточного основания, то эмпирические данные не могли бы сохраняться и слагаться в определенное умственное целое.

Принциниальное противоречие между Р. И традиционализмом возникает тогда, когда, с одной стороны, известные предания заранее признаются неприкосновенными для всякой разумной критики, а с другой стороны, всякое предание заранее отвергается как неразумное. Не будучи источником какого-нибудь предания, разум является необходимым условием для оценки достоинства и значения всяких преданий. Если в каком-нибудь обществе стала раскрыта множественность противоречащих преданий, подлежащих сравнению друг с другом, то выбор между ними необходимо требует рассуждения, зависящего от разумных условий достоверности. Таким образом, безусловное противоположение между Р. И традиционализмом не может быть последовательно удержано.

Столкновение Р. С супранатурализмом происходит от недоразумений в понятии чуда (см.). Р. Как безусловный принцип доходит до крайнего утверждения и самоопровержения в панлогизме Гегеля (см.), по которому разумное отчетливое мышление (включающее в себя и рассудок, как главный служебный момент) признается не только формальным условием всякого человеческого познания (это значение принадлежит ему в действительности), а настоящей причиной самого бытия, всецелой и себе довлеющей. Возведенный в это абсолютное значение, человеческий разум не обнаружил, однако, положительной творческой силы, и философский Р. После двусмысленного сближения с материализмом (см. Фейербах) не поддерживает более своих абсолютных притязаний в области знания и бытия.

В специальном смысле Р. Обозначает направление в протестантском германском богословии, возникшее сначала (в XVIII в.) под влиянием английского деизма, а потом развившееся преимущественно на почве критического изучения Свящ. Писания. См. Христианство.Вл. С..

Значения в других словарях
Рацемия

(хим.) — слово, происходящее от французского названия виноградной (см.) кислоты — racémique (acide). Оно употребляется для обозначения явлений, сопровождающих взаимодействие в молекулярных отношениях оптических антиподов (ср. Соотв. Ст. И Стереохимия). При этом наблюдается следующее. Продукт взаимодействия (если он тверд) обладает обыкновенно другою кристаллографическою формою. Напр. Виноградная кислота (см.) кристаллизуется в трехклиномерной системе, между тем как винные кисл. — одноклиномерны ..

Рациборский

Адам (Raciborski, 1809—71) — польский писатель по медицине. В 1831 г. Эмигрировал во Францию, в 1834 г. Получил в Париже место заведующего клиникой в госпитале Charité. Важнейшие труды его. "Essai sur le danger de la constipation et les tumeurs storcorales" (П., 1834), "Nouveau manuel complet d'ascultation et de percussion" (Брюс., 1835), "De la puberté et de l'âge critique chez les femmes" (П., 1844). По-польски. "О stycznośći medycyny z innemi naukami, sztukami pieknemi i literaturą" (1868).. ..

Рациональное Птицеводство

Двухнедельное издание, выходившее в Ревеле в 1904 г. С января 1905 г. Возобновилось, с прибавлением отдела. "Рациональное животноводство". Изд. Э. В. Багговут. Ред. И. И. Юргенсон.. ..

Рациональное Удобрение

Известия агрономического бюро для распространения рационального искусств. Удобрения в России. Выходит ежемесячно с 1906 г. В СПб. Ред.-изд. Ф. И. Вальта.. ..

Дополнительный поиск Рационализм Рационализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рационализм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рационализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 11 символа