Рококо

76

Название архитектурного и декоративного стиля, образовавшегося во Франции во времена регентства (1715—23), достигшего полного развития при Людовике XV, перешедшего в другие страны Европы и господствовавшего в ней до 1780-х годов. Стиль Р. Был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняясь при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отбросив холодную парадность, тяжелую и скучную напыщенность искусства времен Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура Р. Стремится быть легкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало.

Она не заботится ни об органическом сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой. Не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов. Колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперед карнизом.

Крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещенными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи. Фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдаленно напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. П. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обремененность своих форм, стиль Р.

Оставил по себе много памятников, которые доныне прельщают своею оригинальностью, роскошью и веселой красотой, живо переносящими нас в любопытную эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда — немецкие названия стиля. Perückenstil, Zopfstil). Как на особенно замечательные из этих памятников можно указать, во Франции, на Версальский дворец, в Германии — на Дрезденский Цвингер, в России — на петербургский Зимний дворец и некоторые другие постройки талантливого графа Растрелли. Стиль Р. Выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств. С особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий.

Благодаря ему, эта фабрикация сделала, в свое время, огромный шаг вперед и вошла в большой почет у любителей искусства.Ср. Schumann, "Barock und Rokoko" (Лейпциг, 1885). Gurlitt, "Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des Klassizismus" (Штутгарт, 1886—88) и Dohme, "Barock- und Rokoko-Architectur" (Б., 1892).А. С—в..

Значения в других словарях
Рокколини

(Лактанций) — родом тосканец, служил при дворе императора Карла V, которым был послан в Москву. Составил "Viaggio ridiculosissimo di Lattanzio Roccolini per Muscovia" ("Смехотворное путешествие Лактанция Р. В Московию"), напечатанное в сборнике повестей Челио Малеспини — "Ducento Novelle da signor Celio Malespini" (Венеция, 1609). Передача содержания "Путешествия" сделана А. Веселовским в "Записках Русского Географического Общества по отд. Этнография", 1869 г., т. II.. ..

Роклор

(Гастон-Жан-Баптист, маркиз, впоследствии герцог de Roquelaure, 1617—1676) — французский генерал. Был губернатором Гиени. Ему приписывается, хотя без твердого основания, собрание анекдотов и bons mots, изданное под заглавием. "Aventures divertissantes du duc de Roquelaure" (Кельн, 1727).. ..

Роколь

(Жан-Батист de Rocoles) — французский историк (1620—1696). Сочинения его. "Introduction générale à l'histoire" (1662, много изданий), "Introduction à l'histoire sainte" (1672), "Abrégé de l'histoire d'Allemagne" (1679), "Histoire générale du calvinisme" (1683), "Les imposteurs insignes" (1683), "Ziska, le redoutable aveugle" (1685).. ..

Рокотов

(Федор Степанович) — один из лучших русских портретистов, род. В тридцатых годах XVIII столетия, умер в 1810 г. Получив художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и графа П. Де-Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении. В 1762 г. Принят адъюнктом в новоучрежденную спб. Академию художеств за представленную ей картину "Венера" и за портрет императора Петра III. Пользовался уже известностью в петербургском высшем общест..

Дополнительный поиск Рококо Рококо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рококо" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рококо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 6 символа