Ромул

108

(Romulus). — Летописное предание о Р., первом царе римлян, сводится к следующему. У альбанского царя Проки было 2 сына — Нумитор и Амулий. После смерти Проки престол должен быть достаться старшему, Нумитору, но Амулий силой овладел престолом, убил сына Нумитора, а дочь его, Рею Сильвию, отдал в жрицы Весты. Однажды Рея пошла в рощу за водой для храма, но встретила там волка и в испуге скрылась в пещеру, где ей предстал бог Марс. Вместе с тем погасло солнце, воцарилась темнота и девушка зачала. Когда родилось у нее двое близнецов, Веста разгневалась, алтарь ее задрожал и огонь покрылся золой. Амулий приказал утопить, вместе с детьми, весталку, нарушившую обет целомудрия. Но бог реки Тибра сжалился над Реей и сделал ее своей женой, а корыто с детьми было отнесено волнами на луг, залитый разлившейся рекой, и когда река вошла в берега, пристало к берегу возле смоковницы (ficus Ruminalis), у подошвы Палатина.

В это время волчица пришла к реке утолить жажду. Услышав детский плач, она перенесла подкинутых младенцев в пещеру и накормила своим молоком. В пещере волчицы прошли первые дни их детства. Волчица исполняла по отношению к ним обязанности матери, дятел и чибис приносили им пищу и оберегали от всякой беды. Однажды на это место пришли пастухи. Волчица убежала и дети достались царскому пастуху Фавстулу, который с женой своей Аккой Ларенцией, взялся воспитать их. Один из близнецов был назван Р., другой — Ремом. С этих пор началась пастушеская жизнь Р. И Рема. Они построили себе на соседнем холме соломенные хижины (casa Romuli существовала на Палатине и Капитолии еще при Августе) и пасли свои стада. Среди своих сверстников они отличались мужеством, умом, красотой и благородством, обличавшими их высокое происхождение.

Однажды завязалась драка между пастухами братьев-близнецов и Нумитора, стада которого паслись на Авентине. Пастухи Нумитора принуждены были уступить, но в свою очередь устроили засаду Рему в праздник Луперкалий, когда нагие пастухи совершали бег, установленный обрядом праздника, и, приведя его в Альбу, передали Нумитору. Тогда Фавстул сообщил Р. Все, что знал о происхождении его и брата. Р., во главе своих товарищей (квинктилиев), проник в царский дворец, убил Амулия и восстановил на престоле законного царя Нумитора, который признал в Р. И Реме своих внуков. Вскоре после этого юноши задумали на месте своей второй родины основать город. Но при этом братья были не согласны насчет того, чьим именем назвать город и какое место избрать для поселения — Палатин, за который стоял Р., или Авентин, который предпочитал Рем.

Решили прибегнуть к гаданию по полету птиц. Ранним утром вещие птицы пронеслись стаей над Палатином. Р. Победил и возложил на себя знаки царской власти. Тотчас началась постройка города, и был проведен померий, со рвом и стеной. Оскорбленный Рем вздумал перепрыгнуть, в насмешку, через невысокую стену нового города, но за это, как нарушитель святости границ, был убит Р. (по другому сказанию, Рем был убит Целером или Р. В разгаре спора о первенстве при постройке города). В городе появилась моровая язва, миновавшая лишь тогда, когда Р. Умилостивил тень брата, поставив для него трон рядом со своим и установив в память его праздник усопших — Lemuria. Памятниками древнего города, имевшими отношение к жизни его основателей, были руминальская смоковница (ficus Ruminalis), украшенная в 296 г.

До Р. Х. Медной статуей волчицы, кормящей близнецов, Луперкальский грот, хижина Ромула (casa Romuli) на Палатине (была и другая хижина Ромула, на Капитолии, близ Curia Calabra), священное дерево (Корнелиева вишня), выросшее из копья, которое Р. Пустил с Авентина на Палатин, и существовавшее до времен Калигулы, могила Акки Ларенции на Велабруме, черный камень на комиции — предполагаемая гробница Р. Или Фавстула. Город, основанный Р., заселился скоро. Чтобы привлечь как можно больше жителей, Р. Принимал к себе рабов и беглых. Местопребыванием пришельцев была роща Капитолийского холма или, точнее, место inter duos lucos. Так как первоначальное население Рима состояло из одних мужчин, Р. Решил заключить союз с соседними народами, но они отнеслись к его мысли с недоброжелательством и насмешкой.

Тогда Р. Назначил в честь Конса торжественный праздник (Consualia) и пригласил к участию в нем соседей. Приглашенные явились с женами и детьми. В то время, как зрители были заняты происходившими состязаниями, римляне, по данному сигналу, бросились на девушек и сделали их своими женами. Оскорбленные племена двинулись войной на римлян. Но одни за другими были побеждены жители латинских городов Ценины, Крустумерия и Антемн, а также сабиняне, под начальством Тита Тация. При осаде города сабинянами, Тарпея, дочь начальника капитолийской крепости, впустила неприятелей в город, выговорив себе в награду то, что они носили на левой руке (она подразумевала запястья и кольца). Когда сабиняне проникли в крепость, они забросали ее запястьями и щитами, которые носили на левой руке, и таким образом умертвили.

В память ее западный склон капитолийского холма был назван Тарпейской скалой. Сабинянки, с новорожденными детьми, бросились в ряды сражающихся, чтобы разнять их. Был заключен мир и вечный союз, на условии совместного правления Р. И Тита Тация. Народ, образовавшийся из слияния сабинян с римлянами, был назван квиритами. В воспоминание того, что женщины спасли Рим, был установлен праздник Matronalia. Кроме того, Р. Даровал женщинам некоторые права и почетные преимущества. При встрече с матроной, ей уступали дорогу. Виновные в оскорблении женщины привлекались к суду. Разводящийся с женой, по каким бы то ни было причинам, отдавал ей половину имущества. Правление двух царей продолжалось недолго. При столкновении с жителями Лаврента, Таций был убит, за нарушение международного права.

Р. Правил 37 лет справедливо и кротко. Его считали основателем ауспиций и первым авгуром, а следовательно, и установителем той религиозной основы, на которой покоились первоначальные государственные учреждения Рима. Ему же приписывали разделение народа на 3 трибы и 30 курий, установление отношения клиентелы, учреждение Сената, как совещательного органа при царе, и организацию 3-х центурий всадников (Celeres). Успех военных действий против Фиден и Вейев настолько поднял авторитет Рима, что мир, заключенный с этими городами, сохранялся еще 40 лет после смерти Р. О смерти Р. Предание гласило так. Однажды он устроил большой смотр на Марсовом поле. Вдруг поднялся вихрь, с громом и молнией, солнце затмилось — и в это время Р.

Вознесся на конях Марса на небо. Когда народ, разбежавшийся при наступлении бури, снова явился на Марсово поле, трон царя был пуст. Тогда все поняли, что царь их был богом и вновь обрел бессмертие. В подтверждение этого Р. Явился во сне пользовавшемуся всеобщим уважением римскому поселянину Прокулу Юлию и приказал ему передать римлянам, что он возвратился к небожителям и, как бог Квирин, будет править своим народом.Критику преданий о Р. См. У Нибура, Швеглера и Энмана ("Легенда о римских царях", "Журнал Мин. Народного Просвещения", 1894, сентябрь, ноябрь и декабрь). Ср. Плутарх, "Жизнеописание Р.". Кулаковский, "К вопросу о начале Рима" (Киев, 1888). Зелинский, "De Асса Larentia" ("Quaestiones Comicae", V. "Ж. M. H. Пр.", 1886).

Mommsen, "Die echte und falsche Асса Larentia" (в "Römische Forschungen", II т., Берлин, 1879).Н. О..

Значения в других словарях
Ромсдаль

(Romsdal) — местность в северо-западной части Норвегии. В узком смысле, или собственно Р., представляет образованную рекой Рагума долину, которая горным проходом Lesja соединяется с долиной Gudbrandsdal и принадлежит к самым величественным местам Норвегии. Долина расположена всего на высоте 30—65 м над поверхностью моря, но в ней возвышаются горы Romsdalshorn (1556 м), Troldtinderne (1795 м) и Vengetinderne (1842 м), которые придают долине вид ущелья. В широком смысле под Р. Понимаются земли, ле..

Ромуальд

Святой католической церкви (память празднуется 7 февраля), один из замечательнейших деятелей монашества в первое время клюнийского движения в пользу церковной реформы (950—1027). Действуя в эпоху полного упадка монастырской жизни, Р. Старался личным примером воскресить былой дух умерщвления плоти, нищеты и бескорыстия. Ему удалось стать на высоту непререкаемого нравственного авторитета не только в Италии, но и во Франции, и при дворе Оттона III. Сначала он уединялся в отдаленные пещеры и подземе..

Ромул Августул

(собственно Romulus Augustus, причем первое имя в насмешку было переделано в Momyllus, а второе — в Augustulus) — последний император Западно-Римской империи. В 475 г., будучи 16-ти лет от роду, был возведен на престол своим отцом Орестом, предводителем варваров, но уже в 476 г. Был свергнут с престола Одоакром и сослан в Кампанию.. ..

Ромундт

(Генрих Romundt, род. В 1845 г.) — немецкий философ и богослов. Находится под сильным влиянием Канта, особенно подчеркивая этическую сторону его учения. Главные труды Р. "Ant äus, neuer Aufbau der Lehre Kants ü ber Seele, Freiheit und Gott" (Лейпц., 1882). "Die Herstellung des Lebens Jesu durch Kants Reform der Philosophie" (Бремен, 1883). "Die Vollendung des Sokrates. Kants Grundlegung zur Reform der Sittenlehre" (Берл., 1885). "Ein neuer Paulus. Kants Grundlegung zu einer sicheren Lehre von de..

Дополнительный поиск Ромул Ромул

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ромул" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ромул, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа