Савеллий

91

Еретик. Биографические сведения о нем очень скудны. Известно только, что он был родом из Птолемаиды Ливийской в Пентаполисе и жил около половины III века. Ввиду того влияния и уважения, которым пользовался С. У современников, некоторые немецкие писатели (Вальх, Дёрнер и др.) предполагают, что С. Был облечен званием пресвитера. Можно также предполагать, что С. Получил широкое научное образование и был тонким мыслителем и диалектиком. Его система по своей полноте, последовательности и законченности занимает в школе патрипассианских антитринитариев такое же место, как система Павла Самосатского — в школе антитринитариев евионейских. Учение С. Представляет полнейшее развитие системы монархиан-модалистов. Он первый ввел третье лицо Св.

Троицы, Св. Духа, в круг своего созерцания и таким образом закончил их учение. Бог в Самом Себе, находясь в состоянии совершенного покоя или молчания (σιωπών), есть чистая монада, чуждая всякого различения. Но, выходя для творения и промышления о мире из своего молчания или становясь Словом говорящим, Он является в трех различных формах (σχηματσμούζ) —Отца, Сына и Духа. В Ветхом Завете Он является как дающий законы людям Отец, в Новом Он явился как спасающий людей Сын и продолжает являться как освящающий их Дух. Отец, Сын и Дух, которых С. Сравнивает то с телом, душою и духом, то с обликом солнца и его светом и теплотой, составляют собою, таким образом, три лица (πρόσωπα), посредством которых постепенно проявляет себя в мире божественная монада.

Но эти πρόσωπα суть не лица в смысле действительных, самостоятельных лиц, а в смысле только внешних форм обнаружения в мире монады, которые поэтому имеют действительное значение только по отношению к Миру и то на определенное только время. Когда открывался в мире Отец, еще не существовал ни Сын, ни Дух, а когда стал открывать себя Сын, перестал существовать Отец, с началом же откровения Духа перестал существовать Сын. Настанет время, когда и Дух Св., окончив свое откровение, возвратится в безразличную божественную монаду, куда возвратились Отец и Сын. Св. Дионисий Александрийский явился самым сильным и деятельным противником этой ереси, действуя против нее и устно, и письменно. Александрийский собор (261 г.) осудил С.

Дионисий, епископ Римский, которому было сообщено о ереси С., также подверг его осуждению на соборе Римском (262 г.). Дионисий Александрийский написал против С. Несколько посланий к разным лицам, из которых ни одно не сохранилось в целости. До нас дошел только незначительный отрывок из "Послания к Евфранору и Аммонию против С." в "Epistola de sententia Dionysii Alexandrini" св. Афанасия — тот самый, на который особенно указывали ариане как на доказательство единомыслия с ними св. Дионисия. Защищая против С. Разность и личное отличие Бога Отца, Сына и Св. Духа, св. Дионисий увлекся полемикой со своими противниками и употребил некоторые неосторожные выражения в учении о Св. Троице и Сыне Божием. Между александрийцами нашлись недовольные его выражениями в письме к савеллианцам Аммонию и Евфранору и обвинили его перед Дионисием Римским в том, что он отвергает вечность Сына, отделяет Его от Отца, не признает Его единосущным Отцу и причисляет к тварям.

Это заставило Дионисия Александрийского написать к Дионисию Римскому ответное сочинение под загл. "Ελέγχοζ καί απολογια", в котором представлены удовлетворительные ответы на все означенные пункты обвинения. К концу III века савеллианизм ослабел. Однако и в IV в. Приверженцы савеллианства, напр. Маркелл Анкирский и ученик его Фотим, готовы были его восстановить и поддержать в измененном виде, но их попытка не имела успеха. Если церковные писатели IV в. В своих полемических произведениях против арианства часто останавливаются на учении С. И его школы, то лишь с целью уничтожить упрек, который делали православным ариане, — будто православные своим учением о единосущии Сына Божия с Богом Отцом по примеру С. И его последователей уничтожают ипостасное различие между первым и вторым лицами св.

Троицы, отождествляя их и сливая в одно лицо. См. Д. Гусев, "Ересь антитринитариев третьего века" (Казань, 1872). Еписк. Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (т. II, Киев, 1884)..

Значения в других словарях
Савей

Библейско-историческая личность. Когда Давид после похода против своего сына Авессалома, удрученный горем, возвращался в Иерусалим, среди народа произошел мятеж, во главе которого стал С. Преследуемый войсками Давида, он заперся в укрепленном городе Авеле, и осада могла бы надолго затянуться, если бы по совету одной женщины граждане не схватили мятежника, голову которого выбросили за стены города военачальнику Давида Иоаву (2 Цар. XIX и XX гл.). Мятеж С. Был первым взрывом антидинастического дви..

Савел

Св. Мученик, родом перс. Отец его был язычник, а мать христианка, воспитавшая С. Вместе с братьями, Мануилом и Исмаилом, в христ. Вере. Достигнув зрелого возраста, С. С братьями поступил на службу к подвластному Персии царю гиренскому (Гира, нын. Мешхед-Али, в Месопотамии) Адамундару. В 362 г. Братья были посланы к импер. Юлиану для мирных переговоров по делам пограничным. Юлиан, узнав, что братья христиане, приказал заключить их в темницу. За непреклонное исповедание христианской веры и обличен..

Савелово

Конечная ст. Моск.-Дмитр. Савеловской жел. Дор. Дер. Тверской губ., Калязинского у., на прав. Бер. Волги, против с. Кимры (см.). Благодаря жел. Дороге быстро развивается. Сапожный промысел.. ..

Савеловы

Дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от выходца из "Свизской" земли Андроса. Действительным родоначальником их был Кузьма Савелков, новгородский посадник. Сын его Иван в 1477 г. Также был новгородским посадником и вместе с Марфой Борецкою вывезен в 1478 г. В Москву, а обширные вотчины его "отписаны на государя". Племянники его, писавшиеся уже С., были при Грозном переселены в Ростов и Можайск. Иван Петрович С. Был под именем Иоакима патриархом. Братья его Павел и Тим..

Дополнительный поиск Савеллий Савеллий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Савеллий" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Савеллий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа