Сатиры, духи
(σάτυροι) — в греческой мифологии лесные и горные духи, олицетворявшие элементарную грубую силу природы, что выражается в звериных атрибутах их внешнего облика. По Гесиоду, они имеют общее происхождение с горными нимфами и куретами и характеризуются поэтом как ничтожная и ни к чему не способная порода. Глупые, плутоватые, склонные к проказам, падкие до вина и женщин, резвые и трусливые, они совмещают в себе свойства стихийных демонических сил и козлиной натуры, на что указывает самое имя σάτυρος (= дор. Τιτυρος — козел). Они отличаются сильно развитыми членами, имеют тупой нос, остроконечные козлиные уши, всклокоченную и щетинистую шерсть и сзади небольшой хвост. Они живут в лесах и горах, проводя время в охоте, плясках и занятиях музыкой.
Порой они вспугивают и разгоняют стада, или подкарауливают нимф, или участвуют в Дионисовых странствиях, прыгают, пьют и совершают разные глупые выходки. Их пляска, называвшаяся сикиннис, состояла из ритмического ряда прыжков, вследствие чего и сами они назывались σκιρτοί, т. Е. Прыгунами. Музыка С. Была сельская, пастушеская. Инструментами служили сиринга, флейта, цимбалы, кастаньеты и волынка. К людям С. Были часто враждебны, преследовали женщин, являлись в образе домовых и т. П. В свите Диониса С. Были непременными участниками оргий и спутниками бога, а потому самыми живыми и типичными представителями Дионисова культа. Вообще козел был животным, посвященным Дионису (тотемом бога), вследствие чего хор исполнителей Дионисовых дифирамбов состоял из С.
В связи с этим некоторые (акад. Веселовский, "Три главы из исторической поэтики", СПб., 1899) склонны видеть в С., выступавших на Дионисовых празднествах в качестве исполнителей обрядового действа, — ряженых, костюм которых заимствован у тотема чествуемого бога. Напротив, Виламовиц-Меллендорф ("Heracles", I, 1889, стр. 81 слл.) признает С. Духами Пелопоннесских гор и отрицает исконную связь их с так назыв. Сатирическими хорами, полагая, что первоначально аттическими спутниками Диониса были конеобразные Силены (действительно, на вазах VI и V в. Обыкновенным является тип С. С лошадиным хвостом), на которых в VI в. Были перенесены атрибуты пелопоннесских С. Участвуя в хорах на Дионисовых празднествах, С. Положили начало развитию греческой трагедии и, в частности, сатирической драмы (см.).
Древнее искусство изображало С. Старыми, бородатыми существами отвратительной наружности, с обликом диких обезьян или леших. Со временем, однако, создался новый художественный канон С. Младшие аттические художники стали изображать их в виде нежных юношей, занятых на лоне природы различными забавами, собиранием винограда, приготовлением вина, музыкальными упражнениями или участвующих в оргиях Диониса в обществе менад. Кроме С., в произведениях искусства встречаются также жены и дети С. Старший из С. Назывался Силеном (см.).Литература. Müller-Wieseler, "Denkmäler der alten Kunst" (II, Геттинген, 1854—81). Jahn, "Berichte der Säch. Gesellsch. D. Wissensch." (1846). Его же, "Die Satyrn und das Satyrdrama" ("Philologus", XXVII, 1—27).
Heydemann, "Humoristische Vasenbilder aus Unteritalien" (Winkelman's "Programm", Б., 1870). Его же, "Satyr- und Bakchennamen" (т. Же, Галле, 1880). Wieseler, "De Pane et Paniscis atque Satyris cornutis in operibus artium Graecarum Bomanarumque repraesentatus" (1875). Furtwängler, "Der Satyr auf Pergamon" ("Winkelmannsprogramm". Берл., 1880). Preller-Robert, "Griechische Mythologie" (I, Б., 1894).Н. О..
Дополнительный поиск Сатиры, духи
На нашем сайте Вы найдете значение "Сатиры, духи" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сатиры, духи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 12 символа