Светотень

70

(chiaroscuro, clair-obscur, Helldunkel) — всякий рисунок, сделанный карандашом, или однотонная акварель (сепия, тушь и т. П.) представляют изображение предметов, отделяющихся один от другого только очертаниями форм или же, сверх того, относительной светлотой предметов и частей их, что выражается карандашной тушевкой или накладыванием при посредстве кисти более или менее сильных затенений. В картинах, писанных красками, кроме расположения света и теней, еще и тона красок служат как для разграничения соприкосновенных предметов (облаков от неба, очертания головы от предметов, служащих ей фоном и т. П.), так и частей предмета одних от других. Тона в теневых частях картины служат не только средством для выражения рельефа предметов, но и большей или меньшей зависимости их цветового вида от тонов других предметов, окружающих первые.

Явления световых контрастов (см.), обнаруживающиеся часто с большей силой в затененных частях, чем в ярко-красочных предмета, в соединении с тонами теней, происходящими вследствие отражения света от соседних ярко освещенных предметов, — вся эта игра тонов, недоступная однотонному рисунку или гравюре, должна быть отнесена также к С., в обширном смысле этого слова. Гравюра и рисунок имеют, впрочем, в своем распоряжении одно слабое средство для условного изображения тональности, как свойства, пополняющего С. Если в картине или в природе две прилежащие части разного цвета имеют одинаковую степень светлоты, то на рисунке или гравюре и даже в идеально точной фотографии эти две разноцветные части казались бы сливающимися, если бы гравер или рисовалыцик не показали бы различия между ними неодинаковым направлением штрихов или иными техническими приемами рисования и гравирования.

Что касается идеально точной светописи (еще не существующей), то пришлось бы в негативе ретушировать в слитных местах, чтобы сделать их раздельными. Бывают картины, в которых противоположения света и тени мало ощутительны. Такие картины трудно передаваемы в однотонном рисунке или в гравюре, которые в таких случаях дают необыкновенно слабое понятие об оригинале. Гораздо чаще в живописи пользуются не только колоритностью, но и С., в ее тесном определении, как могучим средством для передачи впечатлений зрителю. Рембрандт может служить представителем такого направления. Его С. Не может считаться необходимой естественной принадлежностью изображаемого, но она могущественно направляет внимание зрителя на те части картины, в которых художник поместил существеннейшую часть своей художественной идеи.

Рибера, Зурбаран, Веласкес, знаменитые представители старинной испанской живописи, часто пользовались сильными контрастами света и тени. Гораздо менее прибегал к ней Рафаэль. Новейшие импрессионисты и пленэристы (изобразители атмосферного освещения или открытого воздуха) часто с намерением избегают сильной С., стараясь заменить ее исключительно игрой красочных тонов. Поэтому большинство их картин, даже тех, за которыми следует признать достоинства, очень слабо воспроизводятся в гравюрах и рисунках. Вообще пейзажная живопись передается рисунком неудовлетворительно во всех случаях, когда оригинал не отличается С., и тона, которые в пейзаже еще более существенны, чем в произведениях живописи других категорий, в передаче одним тоном не могут быть сделаны понятными.

Тихое, ровно освещенное море при почти безоблачном небе может иметь прелесть, передаваемую только красками. Напротив того, лес с его формами деревьев и почти неизбежной естественной С. Производит хорошее впечатление и в рисунке. Для примера можно указать на нашего известного (ныне покойного) пейзажиста Шишкина.Ф. П..

Значения в других словарях
Светорассеяние

[Светорассеяние этимологически то же, что рассеяние света, но последним именем, или диффузией света, называется незеркальное отражение света, как, напр., матовыми поверхностями тел. Ф. П.] (цветное), или дисперсия (Dispersion, Farbenzerstreung) — разложение белых или вообще сложных цветных лучей на более простые в следующих явлениях. 1) преломление в прозрачных телах, 2) преломление в телах, поглощающих некоторые лучи (аномальная дисперсия), 3) дифракционный нормальный спектр, 4) вращение (молек..

Светославский

(Сергей Иванович) — живописец-пейзажист. Род. В Киеве в 1857 г. В дворянской семье, в 1870 г. Поступил в Моск. Школу живописи, ваяния и зодчества, из которой, в 1882 г., вышел раньше окончания курса, со званием учителя рисования. Картины С., с 1884 г. Появляющиеся на выставках товарищества передвижных худ. Выставок (наиболее удачные "К весне", "Постоялый двор", "Дворянское гнездо", "Москва — Василий Блаженный"), свидетельствуют о талантливости художника, умеющего внятно передавать впечатления пр..

Светоч с.-петербургская газета

— ежедневная политическая и литературная газета. Выходила очень неправильно в С.-Петербурге, с февраля 1882 г. По январь 1885 г. Издателем-редактором был В. Ярмонкин. Издание прекращено за "вредное направление".. ..

Светоч с.-петербургский журнал

— журнал полуславянофильского направления, выходивший в С.-Петербурге ежемесячно в 1860—1862 гг. Издателем его был Д. И. Калиновский. В 1860 г. К "С." был прилагаем карикатурный журнал. "С." ставил себе задачей "в поисках за истиной примирить противоположные учения западников и восточников". Сотрудниками "С." были, между прочим, П. Вейнберг, Аполлон Григорьев, М. Достоевский. В. В. Крестовский, Майков, Мей, Страхов.. ..

Дополнительный поиск Светотень Светотень

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Светотень" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Светотень, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа