Свободные общины

110

(Freie Gemeinden) — религиозные общества, явившиеся в Пруссии как протест против пиетистско-ортодоксальной реакции, утвердившейся в евангелической церкви при Фридрихе-Вильгельме IV. Первым проявлением этого движения было общество "протестантских друзей", или "друзей света" (Lichtfreunde), основанное в 1841 г. В Саксонской провинции рационалистически настроенными духовными и светскими лицами, в видах защиты свободы исследования в области религиозной. Поводом к образованию этого общества послужили административные меры против магдебургского проповедника Синтениса, высказавшегося против обоготворения Иисуса Христа. Основанное на конференции, состоявшейся 29 июля 1841 г. В Гнадау по инициативе проповедника Улиха (см.) и 15 других пасторов, общество поставило себе ближайшей целью ограждение духовных лиц и свободы учения их от посягательств консисторий.

Вскоре заседания этого общества приняли характер народных собраний, которыми искусно руководили" Улих. К нему примкнули и гегелианцы, впавшие тогда в Пруссии в опалу. На майском собрании в Кётене (1844), привлекшем 3000 единомышленников, Вислиценус (см.) поставил вопрос, служит ли поныне Свящ. Писание основой вероучения, и при разрешении этого вопроса отдавал решительное преимущество духу истины и любви, который вечно живет в человечестве, особенно в христианской его части, и который, главным образом, создал само Свящ. Писание. Эти воззрения, которые Вислиценус подробнее развил в сочинении "Ob Schrift, ob Geist" (1845), дали проф. Герике повод выступить против "друзей света" и признать их совершенно отпадшими от христианства.

Прусское и саксонское правительства стали принимать меры против их собраний. Это вызвало во всех прусских провинциях протесты, нашедшие самое яркое проявление в петиции, поданной королю 22 августа 1845 г. Берлинским магистратом. Во имя общего характера протестантизма, она требовала полной свободы наследования и проповедания в области религиозно-церковной. Ответом на эту петицию послужило запрещение всех открытых и тайных собраний "друзей света". Такое же запрещение последовало и в королевстве Саксонии. Особое подозрение со стороны правительств вызывало возраставшее участие народа в дебатах церковного характера, ввиду того, что такими дебатами неизбежно затрагивались вопросы политического свойства. Тем не менее С.

Общины возникли в 1846 г. В Кенигсберге (Рупп) и Галле (Г. Вислиценус), в 1847 г. — в Марбурге, Нордгаузене, Гальберштадте (Э. Вислиценус), а после того как от церкви отлучен был Улих — и в Магдебурге. Эти С. Общины получили право свободного отправления веры по королевскому патенту от 30 марта 1847 г. В 1848 г. Вожди протестантских друзей играли выдающуюся роль. Улих, Бальцер, Вислиценус заседали во франкфуртском парламенте. Число С. Общин возрасло до 40. С наступлением политической реакции религиозное движение еще более оживилось, так как демократия открыто примкнула к С. Общинам. Полемика, становившаяся все более ожесточенной и все более переходившая на политическую почву, вскоре стала нападать на само христианство. На конференции в Гальберштадте (1849) предложено было соединение С.

Общин с немецко-католиками, а в следующем году, на конференциях в Лейпциге и Кётене, такое соединение действительно состоялось. Основой вероучения принято было положение. "Верую в Бога и Его вечное царство, как оно введено было в мир Иисусом Христом". Возникшее вследствие этого объединения религиозное общество С. Общин (Religionsgesellschaft freier Gemeinden) встретило в Германии мало сочувствия, так как полагали, что оно преследует более политические, нежели религиозные цели. Правительства большинства германских государств выступили с 1850 г. Против С. Общин. В Баварии крещение, совершенное ими, не признавалось действительным, в Гессене запрещены были проповеди странствующих проповедников, в Саксонии С. Общины были закрыты и запрещены.

Прусское правительство боролось с ними всеми мерами, какие предоставлял ему закон. Ко всему этому присоединились внутренние раздоры, еще более ослабившие С. Общины. В 1859 г. 54 общины заключили в Готе союз С. Религиозных общин (Bund freier religiöser Gemeinden), основным положением которого признано было свободное самоопределение во всех религиозных вопросах. Обязательное для всех членов общин вероучение было отклонено. Каждые 3 года бывает общее собрание союза. На одиннадцатом таком собрании, состоявшемся 9 — 11 июня 1885 г. В Брауншвейге, присутствовали 22 делегата, явившиеся представителями свыше ста общин, рассеянных по всей Германии. В 1891 г. Общин было 55. Сверх того семь общин стояли вне союза. Наряду с С. Общинами существует в Германии германский союз свободомыслителей (Deutscher Freidenkerbund), в состав которого в 1894 г.

Входило 18 обществ, с 6000 членов. Ныне он является отделением международного союза свободомыслителей, основанного в 1880 г. В Брюсселе. Конгресс германского союза свободомыслителей собирается ежегодно. Органом союза служит журнал "Der Freidenker", который дважды в месяц издает в Берлине Бруно Вилле. Наряду с ним издаются и другие журналы свободно-религиозного направления, напр., "Freie Glocken" (Лпц.), "Die Morgenröte der Reformation des XIX Jahrhunderts" (Оффенбах), "Menschentum" (Гота). С 1872 г. Издается Шнехтом в Готе "Freidenker-Almanach". Ср. Kampe, "Geschichte der religiösen Bewegung der neuern Zeit" (Лпц., 1852—60)..

Значения в других словарях
Свободные искусства

(Artes liberales, ingenuae, bonae) — у римлян так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от низших занятий, бывших уделом рабов. В средневековых школах под С. Искусствами разумелись грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Отсюда стихи для памяти. Gramm, loquitur, Dial. Vera docet, Rhet. Verba colorat. Mus. Canit, numerat Arith., Geom. Ponderat, Ast. Colit astra. Первые три науки в своей совокупности составляли Trivium и преп..

Свободные каменщики

См. Франкмасоны.. ..

Свободные хлебопашцы

Особый разряд вольных крестьян, созданный в царствование Александра I. При самом вступлении своем на престол Александр I обнаружил желание облегчить положение крепостных крестьян. Самой важной мерой в этом отношении было решение не отдавать казенных крестьян в частную собственность. Кроме того, был поднят вопрос о запрещения продажи крестьян без земли. Вследствие нерешительности молодого императора и крепостнических тенденций большинства его окружавших этот вопрос остался нерешенным, но в ноябре..

Свободные церкви

Название это усвоили себе в Зап. Европе некоторые религиозные организации, отделившиеся от государственной церкви, существующие на собственные средства и установившие у себя собственный строй, соответственно их религиозным воззрениям. С. Церкви основываются, большей частью вследствие признания официальной церковности недостаточно ортодоксальной. Таковы С. Церкви, основанные правоверными лютеранами в Пруссии, Саксонии, Гессене, Ганновере, Швеции. Еще чаще такое движение проявлялось среди реформат..

Дополнительный поиск Свободные общины Свободные общины

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Свободные общины" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свободные общины, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 16 символа