Семирадский
I(Генрих Ипполитович) — исторический живописец. Род. В 1843 г., близ Харькова, Учился во 2-й Харьк. Гимназии и еще в ней выказал задатки больших художественных способностей, развитию которых в немалой степени содействовал учитель рисования в этом заведении, Д. И. Бесперчий, один из учеников К. Брюллова. В 1860 г. С. Поступил студентом на физико-математический факультет Харьковского университета, по разряду естественных наук, но продолжал свои занятия рисованием и живописью под рувоводством того же Бесперчия. Будучи выпущен из Университета со степенью кандидата, он отправился в СПб. И поступил в вольные слушатели Имп. Акад. Худож., из которых, два года спустя, перечислился в академисты. В течение четырех лет он был награжден пятью серебр.
Медалями и несколькими денежными премиями, между прочим, за исполненные черным карандашом эскизы на заданные темы. "Избиение младенцев", "Сошествие Спасителя во ад" и "Гибель Содома" (все три нах. В Музее Академии). В 1868 г., за написанную по конкурсной программе картину. "Диоген разбивает свою чашу", была присуждена ему мал. Зол. Медаль, а через два года после того, за исполнение другой программы, "Доверие Александра Македонского к его врачу, Филиппу" (нах. В Музее Акад.), больш. Зол. Медаль и звание худож. 1-й степ. В качестве пенсионера Академии, С. Отправился в заграничное путешествие в 1871 г. И остановился сначала в Мюнхене, где пользовался советами известного К. Пилоти и написал картину "Римляне блестящих времен империи" (нах.
В Александр. Дворце, в Царском Селе). Затем прибыл в Рим, который с того времени сделался его постоянным местопребыванием. Здесь была им исполнена прежде всего большая картина "Христос и грешница", на сюжет поэмы гр. А. К. Толстого. В СПб., на академической выстакке 1873 г., она произвела сильное впечатление на публику, доставила художнику звание академика (нах. Ныне в Музее имп. Александра III в СПб.). После нее из-под кисти. С. Вышли "Гонители христиан у входа в катакомбы" (1874. Принадлеж. Г. Ивашеву), несколько религиозных картин на стенах московск. Храма Спасителя, между прочим, колоссальное изображение Тайной Вечери в запрестольной апсиде. Сцены из античного быта. "Элегия", "Выбор между невольницей и дорогой вазой" ("La coupe ou la femme"), "Продавец амулетов" и "Римский нищий".
Наконец, он предпринял изобразить на полотне огромного размера один из эпизодов борьбы язычества с христианством, а именно иллюминацию, устроенную жестокосердным Нероном из заживо сожженных последователей новой религии. Этой картиной, известной под названием "Светочи Нерона", художник блестящим образом завершил окончание срока своего пенсионерства, в 1877 г. Будучи выставлена в СПб., она возбудила общее удивление, которым сопровождалось и появление ее на парижской всемирной выставке 1878 г. За нее Имп. Академия худ. Присудила С. Звание профессора, а французск. Правительство наградило его кавалерск. Орденом почетного легиона. Тогда же он получил дипломы на звание члена от Берлинской, Стокгольмской и Римской академий, Флорентийская же академия оказала ему честь просьбой прислать ей собственной работы его портрет, для исторического собрания портретов знаменитых художников в галерее Уффици.
"Светочи Нерона", побывав на выставках в разных городах Европы, были наконец подарены автором Краковскому музею (повторение их, в меньшем виде — в собрании Д. Боткина, в Москве). Из следовавших за ними произведениями С. Укажем на "Древний танец между мечами" (нах. У К. Солддатенкова, в М.), "Оргию времен Тиверия на остр. Капри" (у него же), "Искушение" (у вел. Кн. Константина Константиновича), две большие стенные картины, украшающие собой Московский исторический музей ("Похороны древнего руса в Болгарах" и "Тризна дружинников Святослава при осаде Доростола"), "Христос у Марфы и Марии" (нах. В Музее Александра III, в СПб.) и на сцену из жизни музыканта Шопена ("Вечер у кн. Радзивилла"). В 1889 г. Устроена была С. В СПб.
Выставка пяти новых его картин, из которых одна изображала "Искушение св. Иеронима", а остальные — сцены из древнегреческой жизни. "Перед купаньем", "У фонтана", "По примеру богов" (нах. В Александр. Дворце в Царск. Селе) и "Фрину на празднике Посейдона в Элевзисе" (нах. В Музее имп. Александра III). Последнее из этих произведений, превосходящее своей величиной "Светочи Нерона", еще более распространило известность художника. Оно доставило ему звания члена Туринской академии и корреспондента Французского института. Наконец, после весьма удачной картины "Исаврийские пираты, продающие свою добычу", за которую С. Получил золотую медаль на мельбурнской международной выставке в 1889 г., и нескольких других не столь значительных его работ, явилось его четвертое колоссальное произведение — "Дирцея на римском цирке", выставленная в СПб.
В 1898 г. Справедливость требует заметить, что в этой картине талант художника выразился в менее сильной степени, чем в большинстве прочих его созданий, главное достоинство которых составляют мастерская, блестящая техника, красивая постановка и группировка изображенных фигур, археологически точная передача античного быта во всех его подробностях, сила и изящно-гармоничное их сочетание, превосходное воспроизведение света, воздуха и всего, что относится к пейзажной части. Но, при всей своей внешней привлекательности, картины С. Грешат слабым выражением внутреннего содержания, лишены истинного драматизма, напоминают собой театральные живые картины, в которых участвуют актеры, недостаточно проникшиеся своими ролями.А.
С—в.II(Генрих Ипполитович, дополнение к статье)профессор живописи. Ум. В Риме, в 1902 г..
Дополнительный поиск Семирадский
На нашем сайте Вы найдете значение "Семирадский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Семирадский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 11 символа