Серапис

71

(Σέραπις, Σάραπις, Σόραπις) — египто-эллинистическое божество. По словам Плутарха, Птолемей I видел во сне колоссальную статую бога, которую один бывалый грек признал синопским Плутоном, а египетский верховный жрец Манефон (см.) — С., египетским Плутоном. Имя С. Встречается в надгробных и вотивных египетских надписях еще до персидского времени в форме Осири-Апис (т. E. Сочетание имени мемфисского бога с его живым подобием и символом — аписом). Мифологически и догматически С. Совершенно соответствует Осирису. Святилища последнего, особенно с реликвиями, в Мемфисе и вообще в Египте стали называться Серапионами. При них стали селиться отшельники, принимавшие на себя все роды подвижничества и не выходившие из затвора по многу лет.

Они принадлежали не только к египтянам-туземцам, но и к грекам, среди которых сильно распространялся новый культ туземного по сущности, но греческого по внешности бога. Его изображали в виде мужчины средних лет, с прической и бородой Зевса, со скипетром в руках и орлом у ног, часто на троне. Иногда, как у Плутона, волоса его ниспадают на лоб, и у ног его Цербер. На голове — корзина, символ обилия, а иногда повязка и лучи или цветок лотоса. Сераписа, таким образом, отождествляли с Зевсом, Плутоном и Асклепием. Его греческая внешность была причиной быстрого распространения его культа по греко-римскому миру во время увлечения восточными религиями. Триада из Сераписа, Исиды и Гарпократа совершенно соответствовала триаде из Осириса, Исиды и Гора.

Культ С. Проник и в Афины. У подножия акрополя возник храм С. В Беотии он появился в 216 г. На Делосе был Серапеум, надписи которого восходят к началу II в. До Р. Хр. В Смирне и Галикарнасе ему поклонялись уже в III в., в Южн. Италии — в первой половине II в. В самом Риме во время Суллы образовалась коллегия пастофоров Осириса. Египетский культ скоро проник в Капитолий. Однако долго он не мог стать здесь твердой ногой, нередко изгонялся и подвергался преследованиям, особенно при Тиверии, когда несколько тысяч последователей восточных культов были сосланы в Сардинию, в местности с нездоровым климатом. Культу С. Покровительствовали Нерон и особенно императоры Флавиева дома, считавшие себя достигшими власти благодаря его покровительству.

Полного торжества С. Достиг при Антонинах и при Каракалле, который сам служил египетским богам в качестве жреца. В Риме открыто несколько храмов С., а также много относящихся к нему надписей и памятников. Многочисленные египетские древности, находимые в Галлии, Британии и даже на юге России (между прочим, в Пантикапее — золотое кольцо с бюстом С.), также указывают на распространенность египетских культов, заносившихся купцами и солдатами. Догмат С., будучи, в общем, осирисовым, имел более пантеистический характер. С. — принцип влаги, источник производительности, мужской принцип природы. Известна приближающаяся к монотеизму формула. "Серапис — единый Зевс". Праздники и мистерии в честь С.-Осириса, описанные Апулеем, производили потрясающее впечатление на их адептов.

Они имели целью вырвать человека из общества, ввести его в непосредственное общение с божеством и положить для него начало новой жизни. Со второго века по Р. Хр. Культ С. Вступил в борьбу с христианством и хотя не устоял в ней, но успел заимствовать от него некоторые нравственные принципы, влияя на него, в свою очередь, в смысле образования ересей, а может быть, и в смысле распространения аскетизма. С., упоминаемый у Плутарха (Alex. 76) и Арриана (Anab. VII, 26) как вавилонский бог, к которому обращались по смерти Александра Вел., как доказал Леманн ("Zeitschr. F. Assyriol." 12), есть вавилонский бог Еа с эпитетом "Сарапси" = царь бездны. См. Lafaye, "Hist. Du culte des divinités d'Alexandrie hors de l'Egypte" (П., 1883).

Drexler, "D. Cultus d. Aegypt. Gottheiten in d. Donauländern" (Лпц., 1890)..

Значения в других словарях
Серапион, св. архиепископ Новгородский

Был священником, но скоро овдовел и постригся в монашество. По смерти родителей С., раздав имущество бедным, ушел в Дубенский Успенский м-рь (на границах нынешних губ. Тверской и Владимирской) и был там настоятелем. Оттуда перешел в Сергиеву лавру и был ее игуменом. В 1506 г. С. Посвящен в сан архиепископа Новгородского. Когда препод. Иосиф Волоцкий, теснимый волоколамским князем Федором Борисовичем, обратился с просьбою о защите к вел. Князю Василию Иоанновичу и был принят с обителью в ведение ..

Серапион, старец

Псковского Елизарова м-ря, написал "Повесть о приходе Стефана короля польского ко Пскову и Печерскому м-рю" в 1581 г. "Повесть" эта издана в "Чтениях Общ. Ист." 1847 г.. ..

Сераскир

Главный начальник турецких действующих войск прежнего устройства. Избирался из двух- и трехбунчужных пашей, соответствовал нашим генерал-аншефам. Ныне — титул военного министра.. ..

Серасси

Пьер-Антонио (Serrasi) — итал. Писатель (1721—91), автор ценных биографий Полициано (1747), Цанки (1747), Капелло (1748), Данте (1752), Петрарки (1753), Бембо (1753), Кастильоне (1766), Маццони (1790), Тассо-Бернардо (1742), Торквато Тассо (1785) и др.. ..

Дополнительный поиск Серапис Серапис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Серапис" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Серапис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа