Сивилла

67

(Σίβυλλα, Sibylla) и сивиллины книги (libri Sibyllini). — Сивиллами в древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, подобно гомеровским гадателям, предлагали всякому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Как и бакиды, Сивиллы не были связаны с определенным местным культом, хотя экстатический характер их гадания имел много общего с оргиастической стороной греческой религии. С., к которой обращались за предсказанием, ждала, пока на нее находило исступление, и в истерии, с искаженными чертами лица, пеной у рта и конвульсивными трепетаниями тела, изрекала оракулы, как бы "стараясь вытеснить из груди великого бога". Прекрасное изображение пророческого экстаза С. Дано у Вергилия в VI кн.

Энеиды (42—155). Деятельность С. В историческую пору греческой истории приурочивается главным образом к VIII и VII вв. До Р. Хр., времени сильного духовного и религиозного подъема, хотя предание перенесло некоторых С. В эпохи, предшествовавшие событиям, которые предсказывались в сивиллиных изречениях. Так, Герофила эрифрская, которой приписывалось предсказание Троянской войны, по логическому выводу преданья жила до Троянской войны. Первый, у кого встречается упоминание о С., был Гераклит Ефесский (ок. 500 г. До Р. Хр.), знавший лишь одну С. Об одной С. Говорят также Аристофан, Платон и Аристотель. Гераклит Понтийский, ученик Платона, знал трех С. — эрифрскую (Герофилу), фригийскую и геллеспонтскую (марпессийскую). У позднейших писателей существуют указания, что было 4, 8, 10, 12 С.

Деятельность С. Приурочивалась преимущественно к северо-западному углу Малой Азии, что дало Буше-Леклерку повод приписать Сивиллам троянское происхождение и признать прообразы С. В Кассандре и Манто. Такою изображена Кассандра, между прочим, в трагедии Эсхила "Агамемнон". Более всего сведений имеется о кумской С., которая, по преданию, жила около тысячи лет и была современницей Тарквиния Гордого (по др. — Тарквиния Приска). С именем последнего предание связывает так наз. Сивиллины книги, числом девять, которые кумская С. Предложила купить царю (Дионисий Галик., IV, 62). Тарквиний отказался. Тогда С., бросив в огонь три книги, предложила царю купить за ту же цену остальные шесть. По вторичном отказе царя С. Сожгла еще три книги и еще раз предложила купить за ту же цену оставшиеся три книги.

Посоветовавшись с авгурами, Тарквиний решил купить эти книги. Они были помещены в Капитолийском храме и поручены наблюдению двух граждан из патрициев и еще двух других (быть может, из греков, чтобы служить переводчиками и истолкователями). Выделяя в переданном мифе исторические черты, можно заключить, что было время, когда государство официально признало греческие культы, введение которых связано главным образом с появлением в Риме сивиллиных книг. Вследствие оживленных и близких сношений с Великой Грецией, сивиллины книги попали в Рим из Кум, куда, в свою очередь, они были привезены из Эрифр (по Варрону). Город (селение) Гергиф на Троянской Иде, близ Эрифр, считается местом возникновения сивиллиных предсказаний (ср.

Klausen, "Aeneas und die Penaten", стр. 203 слл.). По свидетельству Гераклита Понтийского, этот сборник был составлен в I половине VI в., когда деятельность оракулов была весьма распространена и когда вследствие нашествия лидян и персов греки Малой Азии стали переселяться в Сицилию и Южную Италию. Догадка о происхождении сивиллиных изречений в Троаде подтверждается еще и тем, что после пожара Капитолийского храма в 83 г. До Р. Хр. Отправленные римским сенатом послы собрали новый сборник сивиллиных предсказаний преимущественно в Эрифрах, Илионе и на Самосе. С какою целью был составлен древнейший сборник этих изречений, сказать трудно. По предположению Клаузена, С. И др. Странствующие пророки (χρησμολόγοί) составляли группу, цель которой была подорвать славу и значение местных оракулов — додонского, дельфийского и др.

Сивиллины изречения, по преданию, были записаны на пальмовых листьях и хранились в строгой тайне, так что даже римлянам, кроме жреческой коллегии децемвиров (квиндецемвиров), не было ничего известно ни о самых книгах, ни о деятельности их профессиональных хранителей. Известно лишь то, что они были написаны греческими гекзаметрами и что применение изречений к данному случаю зависело от произвольного толкования децемвиров, подобно тому, как в средние века библейские и Вергилиевские Sortes, взятые наудачу, применялись к какому угодно случаю путем натяжек и отдаленных сопоставлений. Жрецы, приставленные для наблюдения за сивиллиными книгами, назывались первоначально, по их числу, duo viri (II viri) Sacris faciundis и были избираемы на всю жизнь, с освобождением от воинской повинности.

С 367 года число их возросло до 10, причем одна половина избиралась из патрициев, другая из плебеев. При Сулле коллегия заключала в себе 15 членов (Quindecemviri Sacris faciundis) — число, которое держалось до последнего времени существования сивиллиных книг. Вновь составленные после пожара 83 г., книги были подвергнуты Августом в 12 г. Тщательной критике. Значительное число подложных оракулов (до 2000) было сожжено, а остальные изречения помещены в храме Аполлона Палатинского. Сивиллины книги были сожжены Стилихоном в 405 г. В религиозной жизни государства сив. Книги играли значительную роль, так как к ним обращались за советом (libros adire, inspicere) по приказанию сената в случаях, угрожавших опасностью государству, — при тревожных знамениях, поветриях и в других критических обстоятельствах (ср.

У Ливия III, 10. V, 3. X, 47, XXI, 62. XXII, l, 9. XXIX, 10. XXXVI, 37. XLI, 21). Результатом консультаций было большею частью указание ввести какой-либо обряд, чтобы отвратить несчастье или умилостивить божество. Почти все новые обряды и культы, введенные в историческую пору рим. Государства, обязаны своим происхождением сив. Книгам. Сюда относится введение в римский пантеон новых божеств — Аполлона, Латоны, Великой матери, Эскулапа — и перенесение на латинские божества атрибутов и свойств греческих богов. Так, Диана отождествилась с Артемидой, Церера с Деметрой, Прозерпина с Персефоной, Геркулес с Гераклом. Под влиянием сив. Книг произошли также большие перемены в обрядовой стороне римской религии, возникли некоторые религиозные установления, напр.

Лектистернии, игры [особенно Ludi Apollinares (212 до Р. Хр.) и L. Saeculares (см.).], и вообще изменились религиозные представления римлян, усвоившие антропоморфизм, эмоциональность и индивидуализм греческой религии. В составе сивиллиных книг находились также чисто италийские изречения, напр. Этрусские, тибуртинские, Марциевы и др. В 213 г. До Р. Хр. Сенат приказал городскому претору исследовать различные ходившие в народе сборники предсказаний, причем carmina неизвестного Марция были признаны подлинными и вверены наблюдению децемвиров. Все эти изречения, как италийского, так и иноземного происхождения, были известны также под названием libri fatales или просто libri. В составе дошедших до нас сборников находятся изречения, сочинение которых восходит не дальше второго века и среди которых можно найти следы еврейского и христианского влияний позднейшего времени.

Ср. Bouché-Leclerq, "Histoire de la divination dans l'antiquité" (П., 1879—82. Есть русск. Перев.). Klausen, "Àeneas und die Penaten. Die Italienischen Volksreligionen unter dem Einfluss der griechischen" (Гамбург, 1839—40). Heidbreede, "De Sibyllis" (Б., 1835). Maass, "De Sibyllarum indicibus" (Грейфсвальд, 1879). Delaunay, "Moines et Sibylles dans l'antiquité" (П., 1874). Friedlieb, "Oracula Sibyllina" (Лпц., 1852). Alexandre, "Oracula Sibyllina" (Пар., 1841—56). Ewald "Ueber Entstehung, Inhalt und Werth der Sibyllinischen Bücher" ("Abhandlungen d. Kais. Gesellsch. Der Wissensch. Zu Göttingen", Hist. Phil. Klasse, т. VIII, 1860, стр. 43 сл.). Diels, "Sibyllinische Blätter" (Б., 1890). Fehr, "Studia in Oracula Sibyllina" (Упсала, 1893).

Marquardt, "Römische Staatsverwaltung" (III т., стр. 351 сл., Б., 1885). Smith, "Dictionary of Greek and Roman antiquites" (II т., стр. 668 и сл., Л., 1891).H. О..

Значения в других словарях
Сивец

Название нескольких растений. Nardus stricta (см. Белоус), Bromus arvensis (см. Костерь) Succisa pratensis (см. Синец) и др.. ..

Сивиаль

Жан — известный франц. Хирург (1792—1867), медицинское образование получил в Париже, изобретатель операции камнедробления (литотрипсия). Над больным эта операция была произведена С. В первый раз в 1824 г. Ему принадлежат в числе других следующие сочинения. "Traité pratique et historique de la litotripsie", "Traité pratique sur les maladies des organes genitourinaires".. ..

Сивилла королева Иерусалимская

(1150— 1190), дочь Амори I, сестра Балдуина IV, была замужем за Гильомом Монфератским, прозванным "Длинный меч", от которого имела сына, впоследствии Балдуина V. В 1180 г. Вышла замуж за Гвидо Лузиньяна. По смерти Балдуина IV опека над малолетним королем вверена была Жослину, графу Эдесскому, а управление королевском — Раймунду, графу Триполи. Балдуин V жил после того лишь несколько месяцев. Гвидо Лузиньяна и С. Обвинили в отравлении короля. Наследницей осталась С. Возмущенные бароны собрали сов..

Сивилла, королева Иерусалимская

(1150—1190), дочь Амори I, сестра Балдуина IV, была замужем за Гильомом Монфератским, прозванным "Длинный меч", от которого имела сына, впоследствии Балдуина V. В 1180 г. Вышла замуж за Гвидо Лузиньяна. По смерти Балдуина IV опека над малолетним королем вверена была Жослину, графу Эдесскому, а управление королевском — Раймунду, графу Триполи. Балдуин V жил после того лишь несколько месяцев. Гвидо Лузиньяна и С. Обвинили в отравлении короля. Наследницей осталась С. Возмущенные бароны собрали сове..

Дополнительный поиск Сивилла Сивилла

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сивилла" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сивилла, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа